"Аэрофлот" перестроил отношения с агентами

        С марта "Аэрофлот" прекращает выплату комиссионных своим московским агентам – компания рассчитывает таким образом увеличить свои доходы. Сотрудники турагентств считают, что эта мера принесет убытки и им, и самой авиакомпании, а в билетных кассах "Аэрофлота" создаст очереди.
        Вчера коммерческий директор "Аэрофлота" Евгений Бачурин рассказал, как компания намерена перестроить свои отношения с агентами. Сейчас базовая ставка комиссии для агента составляет 7% от стоимости билета. Кроме того, если агент хорошо работает (т.е. продает много билетов), ему полагается бонус, который может достигать 5%. Через агентскую сеть, которая состоит примерно из 340 компаний по всему миру, реализуется 88% билетов "Аэрофлота", остальное продают собственные кассы авиакомпании.
        С момента введения летнего расписания 2004 года (т.е. с 28 марта) не очень приятные перемены ожидают партнерские агентства "Аэрофлота", расположенные в Москве, – это примерно 30% их общего числа. Г-н Бачурин сообщил, что комиссия для них будет снижена до чисто символического размера – 1 долл. с билета. Правда, максимальный размер бонуса будет увеличен до 9%. Турфирмам будет также разрешено устанавливать наценку сверх цены билета, установленной "Аэрофлотом". Г-н Бачурин заявил, что "первое время" "Аэрофлот" не будет каким-либо образом регулировать размеры этой наценки и целиком оставит этот важный вопрос на усмотрение каждого конкретного агента. В то же время, чтобы билеты, продаваемые через собственные кассы "Аэрофлота", не стали бы вдруг значительно дешевле, чем такие же билеты у агентов, авиакомпания поднимет цены в своей собственной сети на 5%. Г-н Бачурин ожидает, что принятые меры позволят увеличить долю продаж через собственную сеть авиакомпании, правда, не очень значительно – с нынешних 12 до 15%.
        "Нулевая" комиссия – это не собственное изобретение "Аэрофлота", по такой схеме строят свои отношения с агентами многие ведущие авиакомпании мира. Тем не менее у московских туркомпаний грядущее нововведение не вызвало энтузиазма. Их общее настроение выразила вчера пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСИ) Ирина Тюрина: по ее мнению, после 28 марта падение объемов продаж через агентскую сеть будет значительным, и, соответственно, возрастет число клиентов, обращающихся в собственные кассы "Аэрофлота", что, естественно, вызовет подзабытые очереди. "Аэрофлот" возвращает нас во времена социализма", – резюмировала г-жа Тюрина. Она не исключила, что вместо ожидаемого роста доходов "Аэрофлот" понесет убытки.
        Пока же финансовые показатели авиакомпании демонстрируют позитивную динамику. Согласно только что подведенным итогам работы "Аэрофлота" за январь, его доходы на 21% превышают показатель первого месяца прошлого года.
        Осенью перевозки "Аэрофлота", возможно, подорожают еще раз. Дело в том, что тарифы компании зафиксированы в "условных единицах". До 1 февраля этого года под "у.е." подразумевался доллар. В связи с его резким падением с этого месяца "Аэрофлот" вложил в свою "у.е." новое содержание, приравняв ее к 30 руб. Теперь, как рассказал г-н Бачурин, компания обдумывает возможность взять за единицу исчисления тарифов евро. Если на этот счет будет принято положительное решение, то введения "европейских" (в соответствующей пропорции повышенных) цен следует ожидать в сентябре-октябре.

Михаил Кукушкин
Время Новостей, 20 февраля 2004 г.

.