Вас ожидает гражданка Ассоль

домой

Яхтинг как вид отдыха стремительно завоевывает популярность во всем мире и становится доступным для обычного туриста. Здесь вам – и престиж, и комфорт, и эксклюзив. Путешествие на яхте несет в себе оттенок романтики и приключений, это активный и здоровый отдых, который по нраву и взрослым, и молодежи, и семейным парам, и компании друзей. Один лишь вид уютной и комфортабельной белоснежной королевы-яхты ласкает взор. А что уж говорить о возможности взглянуть на живописные заливы и острова, которые обычные туристы никогда не увидят! Приятно искупаться в кристально чистой воде, встав на якорь в уединенной бухточке, где никогошеньки нет – есть лишь вы и вечное блаженство. Разве можно сравнить с чем-то радость от спокойного перехода по ослепительно синей морской глади, когда дельфины сопровождают яхту, а тебе остается лишь протянуть руку и погладить их по спинке.

Тот, кто «заболевает» парусами, знает, что это – навсегда. Со временем человек начинает понимать, что яхта явно напоминает определенные свойства человеческой души. И неважно, из каких ценных пород дерева изготовлена конструкция, какую работу проделали дизайнеры и краснодеревщики. Важен конечный результат – сама яхта, в которую влюбляешься так же, как в какого-то конкретного человека.

Помните время великих географических открытий? Тогда исключительно благодаря ему, парусу, люди совершали кругосветные плавания. Но и в наш век – век атомоходов и суперлайнеров – парусники по-прежнему бороздят океанские просторы, реки и озера. Характерная черта времени: сегодня яхтинг превратился в один из самых красивых, романтичных и модных видов спорта и отдыха.

Итак, определимся с понятиями. Яхта (от голландского jagen – «преследовать») – это быстроходное парусное или парусно-моторное судно, водоизмещение которого, как правило, не больше 3,000 тонн. Парусные регаты (соревнования на парусниках) проводились издавна – с середины XVII века.

Интересно, что первый в мире яхт-клуб появился не у законодателей парусной моды – англичан, голландцев или испанцев, а у нас – в России, только-только прорубившей «окно в Европу». При Петре I шло активное строительство собственного флота. В 1717 г. при содействии царя-строителя и был создан клуб «Невский флот» – свыше ста парусников включала в себя та флотилия. Да и стоимость судов по тем временам была внушительная – 125 тыс. рублей. Все яхты ежедневно «экзерцировали» по Неве. Как говорилось в указе того же Петра, клуб создавался «для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения в искусстве хождения по водам и смелости в плавании».

Долгое время парусники были развлечением богатеев и аристократов. В первой половине XX века в Америке сконструировали монотипные яхты класса «Звёздный», которые стали доступны уже и людям со средним достатком. Популярность этих парусников долгое время оставалась вне конкуренции. Появление новых строительных материалов позволило изменить вид и оснастку современного парусного флота. Появились новые классы яхт, суда стали погабаритнее, быстроходнее и, что важно, – существенно дешевле. Хотя далеко не все.

Что же представляет собой современная парусная яхта? Все они подразделяются на крейсерские, рассчитанные на дальние прогулки в открытой водной аквато-рии, и гоночные – эти для плавания в прибрежной зоне. Главные мореходные качества любого судна – плавучесть, остойчивость, ходкость и поворотливость. Все эти параметры судно должно сохранять при любых условиях плавания.

По форме корпуса яхты также делятся на килевые, швертботы и так называемые яхты-«компромисс». У первых днище переходит в балластный киль, повышающий устойчивость и препятствующий сносу судна при ходе под парусом. Море штормит, вот-вот, как там у «буревестника революции», грянет буря, а яхте с килем хоть бы хны – она, как ванька-встанька, знай себе плывет, сохраняя баланс. Минус этих яхт в том, что из-за низкой килевой посадки они нуждаются в специально оборудованных причалах, а швартоваться на мелководье – ни-ни. Так что подойти на такой «посудине» к самому берегу, скажем, к пляжу – проблематично. А вот на швертботе, который имеет небольшой киль (шверт), это вполне возможно. Такие яхты более маневренны, хотя и менее устойчивы, чем килевые, – легко переворачиваются при неумелом управлении. Оттого, наверное, и используют их преимущественно на реках и озерах, где нет большой волны. У яхт типа «компромисс» те же достоинства и недостатки, что и у двух выше обозначенных классов. Моряки шутят: «компромиссы» при сильной волне переворачиваются, как швертботы, и тонут, как килевые яхты.

Кроме того, яхты бывают однокорпусные, двухкорпусные (катамараны) и трехкорпусные (тримараны). Чем больше корпусов, тем устойчивее яхта. Обычно корпуса соединяются металлическими перекрытиями, на которых, как правило, находится капитанский мостик.

Основные отличия гоночных яхт – небольшой, хорошо обтекаемых корпус, они легки, на них отсутствуют каюты и прочие удобства. Но и яхты для соревнований делятся на подклассы, которые зависят от монотипа корпуса и площади парусности (от 5 до 40 м2).

Крейсерские яхты – они и тяжелее и менее быстроходные. Рассчитаны на длительные морские вояжи, а посему комфорт на них на должном уровне – удобные для жилья каюты, есть камбуз с газовой плитой и мойкой, гальюн (туалет), душ и… биде. Холодильники – большие и маленькие, музыкальные центры, телевизоры и видео, современное кухонное оборудование на камбузе – тоже непременные атрибуты современной яхты. Но это лишь внешняя сторона, хотя зачастую именно она больше всего влияет на потребительские качества такого специфического товара. Заглянув внутрь проблемы, мы обнаружим, что яхта – хоть и небольшое, но все-таки судно, а, значит, должно отвечать всем требованиям, которые принято предъявлять к подобного рода средству передвижения. Кроме того, сама специфика эксплуатации яхты требует достаточно высокого уровня автоматизации и механизации, иначе для управления потребуется слишком большой экипаж.

Океанская яхта класса «люкс» – настоящий корабль, длина которого достигает 60 метров, а площадь парусности – 350-700 м2. На таких яхтах может быть несколько мачт, оснащенных различным парусным снаряжением, они оборудованы электронными устройствами управления и спутниковой системой навигации. Такая яхта и пассажиров берет на борт много, да и штат обслуги у нее 8-10 человек, включая стюардов и кока. Здесь есть всё – удобные и просторные каюты с кондиционерами, бары и даже мини-ресторан. Понятно, что путешествие на подобных яхтах – удовольствие недешёвое. Не говоря уж о приобретении их в собственность.Излишне упоминать, что существует и мода на яхты. Выбирая яхту в качестве покупки, стоит, наверное, решить для себя вопрос – для каких целей она вам, собственно, необходима, потому что в зависимости от этого и придется, как говорится, плясать.

Итак, вариант первый: стоимость яхты и расходы на ее эксплуатацию – величины вторичные по сравнению с имиджем. Если есть возможность тратить на игрушку суммы, приводящие в ступор не только просящих подаяние бабушек, то следует остановиться на варианте яхты в стиле «ретро» – длина от 20 метров. Хорошее исполнение яхты наверняка вызовет уважение к ее владельцу в любом уголке мира. Но здесь следует быть готовым к тому, что расходы на эксплуатацию судна окажутся куда больше, нежели предполагалось. Деревянные корпуса требуют постоянного ухода и бережного обращения. Этот вариант подходит для тех, кто не ставит перед собой цели утереть нос конкурентам, обходя их на очередном лихом вираже.

Если же вы впадаете в ярость и покрываетесь красными пятнами негодования, всякий раз наблюдая в ракурсе «вид сзади» яхту, еще недавно шедшую рядом, то стоит подумать о покупке в стиле «модерн» – в этом случае можно будет потешить собственное тщеславие. Яхты подобного класса идеально вписываются в жизненную концепцию тех, кто всегда и везде желает быть впереди. Или, по крайней мере, пытается делать это. В этом случае конструкция яхты подразумевает концепции завтрашнего дня: эксклюзивный проект, легкие сплавы для корпусных деталей, самое современное и самое дорогостоящее оборудование. И пусть это оборудование, в большинстве случаев, использовать вряд ли придется, но зато уже сам факт его наличия греет душу. Плюс данного проекта – уменьшение эксплуатационных расходов, хотя начальные затраты соизмеримы с затратами первого варианта. В итоге вы получаете прекрасную представительскую яхту.

Другой, более демократичный вариант приобретения яхты: размер ее несколько меньше (14-20 м), корпус из стали, легких сплавов, армированных пластиком. На борт такая яхта принимает 4-8 гостей, но необходимый уровень комфорта здесь также на высоте. Концепции могут быть самыми разнообразными – от судов «ретро» до самых современных псевдогоночных аппаратов. Выбор материалов для корпуса зависит в большинстве случаев от вкуса их владельца. Как показывает практика, чтобы содержать яхту в надлежащем порядке, лучше все-таки остановить свой выбор на конструкции из легких сплавов с защитным покрытием типа плазменного напыления алюминия с цинком.

Другой вариант – семейный крейсер. Это название говорит само за себя – на такой яхте хорошо отдыхать семьей или с друзьями. Причем в любых акваториях мира. По затратам – вариант относительно скромный, да и в портах придется платить по минимуму. Обычно такие яхты не бывают больше 10-12 м, корпус у них из армированных пластиков и из легких сплавов. Бывают корпуса и из древесины, конечно, но дерево это уже как бы ненастоящее – в виде фанеры и холодноформованного ламина-та. Стали мало. Все дело в длине – чем она меньше, тем легче должна быть конструкция.

Ликвидность каждого судна зависит от многих «мелочей». Например, на палубе 20-метровой яхты прежде всего бросится в глаза якорь, оборудованный электрическим гидравлическим шпилем (от $6,000) – с ним справляется и один человек. Потом пытливый глаз обнаружит иллюминаторы и световые люки, которые не только обеспечива-ют эффективное закрытие вырезов в корпусе но и заметно украшают яхту ($15,000). Далее – лебедки: якорные, шкотовые, фаловые Их цена варьируется от $500 до $5,000 в зависимости от силового коэффициента. Авторулевое устройство потянет на $1500, зато теперь вы сможете не только удерживать яхту на заданном курсе, но и управлять ею в ненастье, когда ветер переменчив. И таких «прибамбасов» на судне не один десяток. Но главное – парусное снаряжение. Это и её украшение, и, так сказать, основной «мотор». Прочность парусов – залог её благополучия. На материалы скупиться не стоит: более дешёвая материя – менее долговечна и, соответственно, придётся больше вкладывать средств на их реконструкцию, что иногда вылетает в приличную копеечку. Мачты обычно изготавливаются из лёгких алюминиевых сплавов. Стоимость одной – до $18,000.

Паруса и их количество – показатель состоятельности владельца яхты. Основной «джентльменский» набор зависит от района плавания и финансовых ресурсов владельца. Полный комплект парусов – по два для слабого, среднего и сильного ветров. Также для каждого ветрового диапазона нужны паруса для хода по ветру и против него. В сумме обычно получается 12 парусов. Для яхты длиной 20 метров общая их площадь может достигать 500-700 м2. Учитывая, что один кв. м стоит $20-30, можно легко понять, что это – удовольствие не из дешевых. Плюс – затраты на механизмы постановки-уборки парусов (это еще до $6,000). А с электроприводом получится и того дороже – до $15,000. Приобретая яхту, всегда следует учитывать, что ее парусное «вооружение» составляет никак не менее 10-15% от суммы. Дополнительные расходы – цистерны для сбора загрязнённых вод: без них ни один иностранный порт яхту не принимает. Но это уже совсем «мелочи», которые на общем фоне выглядят вообще смехотворными.

ПОНЯТНО, что особенно интересно плавать на яхте, которой сам управляешь. Ловить ветер парусами – ни с чем не сравнимое удовольствие. Приятно ощущать себя Колумбом, покоряющим океаны.

Управлять яхтой, конечно, – не «баранку» крутить. Здесь – своя специфика. Но при определенном усердии это сделать не так уж и сложно – по крайней мере, так утверждают многоопытные «морские волки», которые знают то, о чём говорят. Некоторые осваивают азы «парусо-плавания» за неделю интенсивных занятий с инструктором. Главное в яхтинге – научиться «чувствовать» ветер и управлять парусами. На воде существует множество характерных примет, по которым опытный яхтсмен безошибочно определит направление и силу ветра. Нужно научиться не только умело вертеть штурвал, но и подтягивать шкоты – особые тросы, управляющие парусом. Угол между парусами и плоскостью яхты меняется в зависимости от направления и силы ветра. Слова «добрать», «потравить» – всё это термины из лексикона яхтсмена. Например, чтобы увеличить скорость при попутном ветре в дополнение к основному парусу ставится большой пузатый парус на носу – спинакер. Впрочем, тонкости плавания под парусами лучше всего познаются на практике.

Каждая современная парусная яхта обычно оснащается стационарным или подвесным мотором. Конечно, использовать моторную тягу проще и порой безопаснее, нежели полагаться на силы природы. Да и скорость можно развить куда большую. Но настоящие романтики ни за что не променяют удовольствие поплавать под парусами на возможность прокатиться с ветерком на бензиновой тяге.

Тем не менее, определиться с типом вспомогательного двигателя всё же следует. Так, движок мощностью 200 «лошадей», каким обычно оснащают 20-метровую яхту, и дизель-генератор, потянут где-то на $60,000.

И последнее – приобретая яхту, всё же следует уяснить, что без долгих и тщательных консультаций со специалистами не обойтись. И не обязательно это должны быть знакомые яхтсмены, которые совет-то дадут, но неосознанно будут подбирать яхту не под вас, а под себя. Спрашивается: вам это надо? Возможность выбора и разброс цен – огромны. Поэтому стоит, наверное, начинать с минимального комплекта, наращивая его по мере необходимости. Помните, что всё хорошее – дорого. И чем лучше, тем дороже.

Попутного вам ветра и семь футов под килем!

Василий Рыбицкий   АЭРОФЛОТ, 2002