Безудержный искатель морских приключений, генеральный директор компании «ВерхнекамТИСИЗ» Олег Есюнин отправлялся на регату в Грецию с тревогой в душе. Судя по сообщениям российских СМИ, в этой стране – не просто кризис, а ужас-ужас-ужас какой кризис. Впрочем, что греку – кризис, то русскому – лёгкая прогулка, философски рассудил яхтсмен. И оказался, конечно же, прав. О том, как греки переживают свой страшный кризис, и как это отражается на парусном спорте, говорит и показывает сам очевидец.

 

«Должен признаться, что это – лукавство и хитрость – как раз и нравится мне в греках», – говорил Генри Миллер в эссе «Колосс Марусский», где мэтр литературного авангарда и автор «Тропика рака» описал своё путешествие в Грецию, совершённое в 1939 году. Когда я читал книгу впервые, не думал что попаду в те же места. И уже тем более не мог знать, что сделаю это за штурвалом парусной яхты.

Парос, Нафплион, Санторини, Патра, Самос… Бесконечная череда названий островов и городов, марин, ресторанов начали сливаться в один обобщённый видеоряд: постепенно я перестал их различать. Белые дома, голубые крыши, таверны у причала, греки, сидящие за столиками в кафе. Надо было записывать, но я же не Генри Миллер. И слава богу, потому что писать, когда у тебя в руках штурвал и жизнь экипажа, очень неудобно (как известно, шкипер несёт уголовную ответственность за своих матросов и поэтому старается, чтобы они не утонули).

Перед тем как ехать в Грецию, все беспокоились: в стране уже пятый год кризис, стоит ли рисковать? Однако нам ли, россиянам, бояться? Как только где-нибудь на планете происходят неприятности (кризис – ещё не самая страшная из них), туда немедля устремляется поток соотечественников, замещая стремительно драпающих домой немцев. Именно этого сейчас и ждут деятели греческой туриндустрии, ведь доходы от туризма составляют 15% ВВП страны. Кроме того, каждый россиянин знает с детства: в Греции всё есть.

Мы приехали в Грецию не одни. В 21-й «Русско-Эгейской регате» приняли участие 27 экипажей на 27 же яхтах. Старожилы помнят, как в далёком 2003 году на регату приезжал и Олег Чиркунов, тогда ещё не губернатор Пермского края. Новость о том, что он снова не губернатор, удивительным образом догнала нас во время гонки. Капитаны из других городов России сразу начали высказывать логичные предположения: «Наш – на очереди…»

Одновременно пришло ощущение, что нам придётся возвращаться в другую страну: почти новый президент, совсем новый губернатор. Стоит ли вообще уезжать из Греции, где не только кризис, но и море, и солнце?!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В каком бы уголке Греции ты ни оказался, повсюду тебя окружают мифологические, порой сказочные персонажи. В городе Пифагорион на острове Самос родился Пифагор, а кроме него ещё и богиня Гера. Символ Миконоса – пеликан Петрос. Петроса выгодно отличает от других символов то обстоятельство, что он не только существует, но и ходит в одиночестве по городу-лабиринту, вдохновляя туристов. На Патмосе в пещере святой Иоанн написал «Апокалипсис». Пещера доступна для посещений.

Трудно оценить, в какой степени кризис затронул туристическую индустрию страны. По опубликованным данным, падение въездного туризма только из России составило за два первых месяца 2012 года 43% по сравнению с прошлыми январём-февралём. Продавцы сувениров, жалуясь на отсутствие туристов, снижают цену вчетверо. На островах много недостроенного жилья, швартоваться приходится в недостроенных маринах без душа и туалета.

В греках меня всегда поражала беззаботность. Кажется, они всё свободное время проводят в разговорах за чашкой кофе или стаканом воды, при этом свободное время у них – всё без остатка. Раз так интересно, откуда столько тем для разговоров? Никто и никогда тут не выбежит на пирс принять у вас швартовы в расчёте, что вы поедите в его ресторане (например, в Турции это традиция). Вы часами можете искать того самого человека, у которого ключ от крана с водой, мечтая залить её в баки (конечно, небесплатно), и никогда не найдёте. Им будет даже лень собрать с вас деньги за стоянку.

Можно предположить, что если так работать, то кризис неизбежен. Только греки об этом не знают. Они живут и радуются жизни. Я слышал, что не так давно в стране существовал институт 14-й зарплаты. Конечно, грекам неприятно, что теперь в кризис они получают только 13-ю! Причём за счет Евросоюза.

Греция давно живёт в долг и к этому привыкла. Что тут будет дальше? Дефолт?

Выход из Еврозоны? Возродится драхма? Для меня это не праздный вопрос. Я люблю эту страну, тут вкусная еда и отличные условия для яхтинга. Сюда хочется вернуться!

«Лукавство и хитрость» греков особенно отчётливо ощущаешь, когда возвращаешь хозяину арендованную яхту, не всегда целую – мелкие поломки неизбежны, столкновения вероятны. Мне пытались доказать, что я заменил на яхте якорь и он теперь «не той системы», а также объяснить, что неглубокая царапина на корпусе стоит 700 евро (этот ущерб, к счастью, в дальнейшем был возложен на виновника столкновения). Спорить бесполезно: хозяин просто вычтет сумму из страхового депозита. Каждый раз, подписывая чартерный контракт, думаешь: «Ну всё, хватит сюда ездить! В этой стране точно кризис!»

Но потом остываешь. Есть ли кризис в Греции? Есть ли он в России? Неважно! Когда финишируешь на закате у храма Посейдона – ветер семь баллов, скорость 12 узлов, яхту кренит ветер и бросает в брочинг – забываешь обо всём. От всех плохих мыслей убегаешь под парусами, ветер выдувает из души накопившуюся тревогу и грусть…

И в этот момент становится спокойно и очевидно: кризис – он только в нашей голове. В мире – всё впереди и всё будет хорошо!

Олег Есюнин,   май 2012     "Компаньон" №5 июнь 2012