НЕУГАСИМАЯ   СВЕЧА   АФОНА

Литургия в русском монастыре

«Сад Пресвятой Богородицы» – Святая гора Афон вот уже тысячу лет является святыней православного мира, и поток паломников сюда не иссякает.

        Паломниками, по определению, считают всех приехавших на Афон. Святая гора (по-гречески: Айон-Орос) находится на далеко выступающем в Эгейское море «пальце» полуострова Халкидики, однако добраться туда можно только морем. В порту городка Урануполиса (в переводе: «небесный город») паломники со всего света, предъявив полицейскому свои специальные пропуска, полученные в Салониках, поднимаются на борт кораблика «Посейдон». Он медленно плывет вдоль гористого морского берега, к склонам которого, как ласточкины гнезда, прилепились основанные десять столетий назад монастыри. Но в какой бы монастырь вы ни плыли, сначала вам нужно в порт Дафна. Оттуда по единственной на полуострове асфальтированной дороге ходит единственный автобус в столицу Афона Карею, где ваш пропуск еще раз удостоверят. Разгрузка провизии и топлива с причалившего корабля, кажется, единственное, что на время нарушает покой Святой горы. Здесь до сих пор живут отшельники-анахореты, однако даже если их пристанищем являются маленькие домики на склоне горы, землянки или пещеры н скалах, куда воду и провизию поднимают на веревке, – все отшельники подчиняются настоятелю монастыря, на землях которого находятся их скиты. Святая гора – самоуправляемая территория на земле Греции, «монашеская республика», и распоряжается здесь Протат – Совет двадцати афонских монастырей (семнадцать греческих, по одному сербскому, болгарскому и русскому).
Монахи привозят на корабль мощи святого Пантелеймона, чтобы святыне поклонились женщины и дети, которым не разрешен доступ на Афон.

        Афон известен с античных времен и даже упоминается в древнегреческих мифах, но история его – это, в первую очередь, история Православия. На единственную вымощенную улицу маленькой афонской столицы глядят монастырские лавки, в которых кряжист ыо бородатые монахи продают церковные книги, иконы и ладан в коробочках с видами Святой горы. Тысячелетние предания связали Афон с Богородицей, ступившей на эти каменистые берега во время путешествия на Кипр. Богоматерь объявила это место данным ей в удел Иисусом Христом и благословила гору Афон быть средоточием монашества.
        Точно не известно, когда здесь появились первые отшельники, по традиции восточного христианства удалявшиеся от мира (греческое слово «монах» означает «уединившийся»), но во времена римских гонений христиане уже скрывались в афонских лесах и ущельях. В 963 году святой Афанасий основал первый монастырь – Великую Лавру. В начале XI века возникла обитель Ксилургу («Древоделие»), преемником которой является Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь.
        Из Кареи туда добираются пешком или на муле. Деревянные придорожные кресты указывают путь к стоящей на морском берегу обители. Наконец дорога приводит к монастырским вратам. Побережье полуострова – это сплошные субтропические кущи, но русской обители особенно повезло с расположением. Ее колокольни и купол сторожевой башни, с которой когда-то следили, не приближаются ли к Афону корабли пиратов-каталонцев, смотрят в бирюзовую даль архипелага; далеко на западе видна белая шапка Олимпа… Паломничество сюда прекращалось разве что во времена монголо-татарского ига. Смутного времени или советского периода. В лучшие времена, до первой мировой войны, здесь одновременно собиралось до шести тысяч человек, приплывавших пароходами из Одессы, и комплекс Свято-Пантелеимонова монастыря составляют не только соборы – святого Пантелеймона, Покрова Пресвятой Богородицы, Митрофана Воронежского, но и корпуса для прибывавших на Афон. Огромные и пустые, похожие на доходные дома и населенные в с его'Тремя десятками иноков, они странно смотрятся рядом с храмами, выдержанными в афонском варианте византийского стиля, но и в этом тоже состоит своеобразие обители. В нижних этажах Покровского корпуса располагались мастерские, однако главным делом была и остается молитва. Без малого тысячу лет назад начали в русском монастыре переводить с греческого богослужебные книги и жития, собирать иконы и рукописи (русская библиотека — четвертая по величине на Святой горе), Афон – это ведь еще и самая большая в мире сокровищница православного искусства… На три дня, которые обычно позволяется пробыть на Афоне, можно забыть о «туристических» проблемах: в любом монастыре паломника покормят вместе с братией в трапезной, предоставят келью для ночлега. Но Афон живет не только по юлианскому календарю, который у нас зовут «старым стилем», но и по византийскому времени. Заход солнца – по-местному полночь, и обители закрывают свои ворота.

        Принятый еще в 969 году первый Устав Афонской горы запретил вход на полуостров женщинам. До сей поры на Афон допускаются только достигшие совершеннолетия мужчины. В конце 1997 года женщины-министры иностранных дел Швеции и Финляндии подняли вопрос о том, что запрещение въезда на Афон ограничивает права женщин на свободу перемещения. Вряд ли в Евро-парламенте знают русскую поговорку «В каждом монастыре свой устав», но изменений не последовало. Женщинам предлагается лишь экскурсия на пароходе вокруг Святой горы.
Иван Новиков                      GEO