ЦИРКУЛЬ  ДЛЯ   ТВОРЦА

Бессмертное искусство эллинов порой кажется нам застывшим в веках, как античная статуя, но на деле оно пережило многие взлеты, падения и революции.

        В конце XIX века археолог сэр Артур Эванс раскапывает на Крите Кносский дворец и тем самым отодвигает историю Греции сразу на десять столетий в глубь веков. Но земля Эллады поистине неистощима на находки, и уже в шестидесятые годы на островах Кикладского архипелага Спиридон Маринатос раскапывает еще одну не известную ранее культуру. (Загадочные кикладские фрески хранятся в Национальном археологическом музее в Афинах). Государство на Крите, видимо, погибло в результате страшного землетрясения в XVI веке до нашей эры. Кносский дворец, занимающий площадь 22 тысячи квадратных метров, – одна из самых древних и, пожалуй, самая большая (в буквальном смысле слова) достопримечательность Греции. Бесконечным числом запутанных ходов он напоминает лабиринт, на стенах которого сохранились ни на что не похожие фрески: художники Крита, изображая человека в профиль, глаза рисовали «анфас».
        Культура, называемая крито-микенской, не имела продолжения в последующие времена: то, что не уничтожила стихия, довершили нашествия дорийцев и бесконечные войны, которые в XII-VIII веках до нашей эры вели населявшие Грецию многие племена. В то смутное время были утеряны связи с Востоком, разрушена государственность, но зато постепенно складывались общегреческие мифология и религия, единый язык. Не случайно другое название этого периода – гомеровская эпоха. От VIII века до н.э. до нас дошли и огромные керамические вазы, достигающие полутора метров в высоту. Помимо геометрического узора на них изображены сцены погребения, – возможно, вазы служили надгробиями. Столетие спустя вся территория Греции была уже равномерно заселена. Начинается общий подъем хозяйства и торговли, проводятся Олимпийские игры.
        Кардинальные перемены происходят и в греческом искусстве. В скульптуре теперь начинает доминировать курос – фигура обнаженного юноши, образ бога Аполлона. Куросы ставили на могилах героев, возводили в честь победителей соревнований. Поза куроса скованна и статична: абсолютная симметрия, нога чуть выдвинута, руки опущены, пальцы сжаты в кулак. Однако губы чуть тронуты так называемой «архаической улыбкой», – более радостное мироощущение отличало эллинскую скульптуру от близких ей египетской и персидской. Главной заботой архитекторов в VII-VI веках до н.э. был храм. По представлениям греков бог Аполлон время от времени приходил из гиперборейского рая к людям, и ему требовался кров – беседка в лавровой роще. Беседку заменило здание, рощу – колоннада… Греки не знали полукруглых арок и куполов, их постройки поражали массой, а не пространством. Но они придумали ордер – бесценный вклад в мировую архитектуру. Существует три основных ордера-дорический, ионический и коринфский. Колонна дорического стиля мощная и приземистая, ее сравнивали с крепким и красивым телом атлета. Пример дорийского ордера – храм Посейдона на мысе Сунион недалеко от Афин (V век до н.э.).
         Ионическая колонна казалась похожей на грациозную женщину. Такая колоннада – в храме Ники Аптерос на Акрополе (449-420 годы до н.э.). Наконец, в IV столетии до нашей эры на основе ионического возникает «праздничный» коринфский ордер. Очарование эллинской архитектуры – в ее едва заметной неправильности. Присмотревшись к ней, замечаешь, что колонны в нижней своей трети чуть утолщены – словно они распухли под тяжестью карниза. Чуть выгибается и поверхность стилобата – платформы, на которой стоит храм. Монументальные дворцы Египта или Персии подавляли величием; греческие храмы, стоя на горе или посреди живописной долины, казались абсолютно соразмерными человеку.
Греческое письмо, сохранившееся на стенах древних храмов, является произведением графического искусства

        Золотой век древнегреческого искусства – V столетие до н.э. Глава Афин Перикл не жалел средств на украшение родного города. При нем был создан ансамбль афинского Акрополя – по сей день одна из непревзойденных вершин мировой культуры. Акрополь, на котором были сосредоточены храмы важнейших афинских богов, возводился под руководством Фидия, друга Перикла (хотя первый был сыном простого ремесленника, а второй – главой процветающего государства). В V веке до н.э. происходит подлинный переворот в древнегреческом искусстве – скульпторы научились передавать непринужденную позу человеческого тела. Классический пример – «Копьеносец» Поликлета.
Поза поздних статуй стала более непринужденной
Голова знаменитого бронзового Возничего из Дельф

        Еще дальше в передаче сложных движений пошел современник Поликлета Мирон. Его «Дискобол» – сгусток энергии: еще мгновение – атлет выпрямится и выпустит снаряд. Увы, отлитые из бронзы подлинники Мирона и Поликлета погибли во времена опустошавших Грецию войн, мы знаем только их римские копии. Как и в случае с легендарным Фидием. Его резцу принадлежали гигантские фигуры Зевса в Олимпии и Афины в Парфеноне. Их поверхность была инкрустирована слоновой костью и золотом, – очевидно, из-за драгоценных материалов их в конце концов и уничтожили. Зевс Фидия внушал такой трепет, что даже римляне, не раз грабившие Грецию, не посмели тронуть фигуру. В V веке н. э. статую перевезли в Византию, в Константинополь, где она погибла во время пожара. Фидий и его ученики – авторы фризов и скульптур с фронтона Парфенона, ныне хранящихся в Британском музее.         Фриз изображает праздничное шествие: юноши и старцы, дети и женщины, пешие и всадники несут дары богам. Невероятное количество поз, ракурсов, поворотов, сложно скомпонованных групп – и каждое движение передано в камне с виртуозной легкостью. Статуи с фронтонов Парфенона, особенно Мойры, поражают нас своей удивительной чувственностью – каменные складки хитонов только подчеркивают красоту их фигур…
         Время поздней классики (IV век до н.э.) подарило Греции трех замечательных скульпторов – Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Живопись той поры (греки писали красками на деревянных дощечках) почти не сохранилась, и мы судим о ней по рисункам на краснофигурных и черно-фигурных вазах. Красно-фигурная техника позволяла выразить больше нюансов, а история сохранила имена художников – Онесим, Дурис, Евфроний. Но к концу V века до н.э. стиль вазописи становится пышным и повествовательным. Иногда мастера, как в современных комиксах, даже писали слова, как бы вылетающие из уст изображенных ими героев. В результате Пелопоннесской войны Македония завоевала Элладу. В эпоху Александра Македонского Греция – лишь часть его разбросанной по миру империи, где в сплаве с «варварскими» влияниями Востока рождается искусство эллинизма. Несмотря на сходство названий, это уже другое искусство.
Саркофаг Александра Великого. Фрагмент барельефа

Его центры – это Александрия, Пергам, Антиохия: там возводятся величественные сооружения (например Александрийский маяк) и с чисто восточной роскошью отделываются дворцы. Человек той эпохи – уже не гордый гражданин, он беспомощен перед историческими катаклизмами, и искусство сосредоточено не на красоте его тела, а на выражении чувств – боли, отчаяния, гнева… В «Лаокооне» и на фризе Пергамского алтаря фигуры людей сплетены в сложные напряженные композиции, а игра светотени усиливает драматический эффект происходящего. И хотя знаменитые статуи Афродиты с острова Милос и Ники Самофракийской или поздняя мозаика «Битва Александра Великого с Дарием» все еще хранят память о классике, но идеал простоты и гармонии уже забыт. Центр античного мироздания смещается на Запад Средиземноморья, близится время, когда варвары пустят на переплавку бронзовые шедевры Поликлета…
Галина Умнова                      GEO