|
Зерно Деметры,
олива Афины, лоза Диониса
На протяжении многих веков –
от Гомера до Александра Македонского – рацион древних греков строился
почти исключительно на хлебе, вине и оливках.
С незапамятных
времен эллины пользовались дарами трех богов: Деметра научила их сеять
зерно, Афина вырастила священное дерево оливы, Дионис покрыл холмы
Эллады вьющимися виноградными лозами. Временами эти щедрые дары богов-олимпийцев
дополнялись фруктами (инжиром), овощами и пряными травами (вроде мяты),
но в гористой Элладе проще пасти коз и овец, чем заниматься огородничеством,
и обычной добавкой к хлебу, оливкам и вину был сыр – он считался единственным
из молочных продуктов, употреблять который дозволено культурному человеку.
Лишь варвары, с их
отвратительными привычками, пили молоко; не брезговали сливочным маслом
(его греки использовали в медицинских целях, и то – в позднейшую эпоху);
не умея печь хлеб, ели вместо него растительную пишу (всего лишь вкусовая
добавка к «цивилизованной» еде) и пожирали мясо. А добравшись до вина,
пили его неразбавленным!
Но в праздничные дни
запах жареного мяса жертвенных животных поднимался к небесам Эллады,
и боги Олимпа с наслаждением вдыхали его, оставив на время привычные
амброзию и нектар. Позже соотечественники хитроумного Одиссея стали
сжигать на алтарях кости, жир и потроха, а мясом угощались сами. (Согласно
мифу, это титан Прометей помог смертным обмануть Зевса, искусно покрыв
жиром кости, а лучшие куски мяса замаскировав под неприглядные потроха).
Но шло время, и из
бедной и небольшой средиземноморской страны Греция превращалась в
процветающую державу. Умеренность и презрение к удовольствиям стали
смешными добродетелями отживающей эпохи, жажда необычного, в том числе
и в еде, заполняла умы: именно тогда зародилась «великая кулинарная
страсть» к дарам моря, пылающая в греческих сердцах уже более двух
тысячелетий… Суда стали в изобилии привозить на рынки древнегреческих
полисов рыбу, моллюсков и ракообразных. Сначала они занимали место
закуски к хлебу, но мастерство поваров росло, и уже скоро граждане
стали поглощать дары моря в самых невероятных видах и сочетаниях.
На пирах люди жадно накидывались на рыбные блюда, рискуя обжечь пальцы
и язык и заботясь о том, чтобы соседу досталось поменьше (блюда, как
правило, подавали общие, а ели руками). Это горячо порицали защитники
прежней простой жизни, считавшие, что дары моря могут есть только
неумеренные сластолюбцы. Предки, по чьим заветам подобает жить, так
не поступали: герои Гомера, путешествуя по морям, не ели рыбу даже
на грани голодной смерти, по-видимому, из боязни впасть в людоедство.
Слишком часто тонули корабли, и тела моряков отправлялись на дно,
на съедение рыбам, а кто знает, не ту ли рыбу продавали потом на рынках.
Но с распространением христианства рыба в глазах греков была полностью
обелена. А вот мясо, которое ассоциировалось с языческими жертвоприношениями,
попало в «опалу»… В Византии его ели чрезвычайно редко, чтя унаследованную
от предков триаду (иногда с добавлением сыра или овощей): хлеб, оливки,
вино…
Хотя в монастырях
во время строгих постов вино заменяли «чаем» из семян пряных трав,
а то и просто водой — Диониса греки не забывали никогда. Правда, вино
смешивали с водой (холодной или горячей), а жажду часто утоляли традиционным
напитком римских легионеров – сильно разбавленным уксусом. Кофе здесь
распространился лишь несколько веков назад, после турецкого нашествия.
А сладости, которые в Греции подают к кофе, — халва, шербет и прочие
восточные лакомства — это уже арабское влияние. На пороге нового времени
из Оттоманской империи попала турецкая выпечка – «баклавас», «курабьедес».
Сохранился и средневековый десерт из молочного риса с пряностями.
А из пастушеского быта греческая кухня унаследовала шашлычки на палочках
(их делают из всего – от курицы до меч-рыбы). Популярны и общебалканские
запеченные блюда. Еще не так давно около полудня из каждого деревенского
дома выходил «посланник». Неся в противне полуфабрикат обеда для целой
семьи, он направлялся к внушительной печи — как правило, одной на
всю деревню. Противни ставились в печь, и через несколько часов «посланники»
возвращались за готовым обедом. Резкий контраст с этими простыми буколическими
радостями составляют приморские греческие таверны, куда утром и днем
подвозят свежую рыбу, и где повара (к ужасу туристов) отбивают только
что пойманных осьминогов об асфальт, чтобы они стали нежнее. Но горы
креветок с лимоном, жареные щупальца осьминогов и фаршированные кальмары
не отменяют древнегреческой кулинарной триады. Горячий хлеб непременно
подается к столу, оливковое масло — единственное, которое здесь признают,
а вина, как и в древней Элладе, на любой вкус: от сухого (ксеро),
легкого белого (аспро) и красного (мавро или коккино) с Крита до густого
сладкого (глико) с Пелопоннеса и золотого родосского муската (мосхато).
Со времен Диониса известна рецина — белое вино, выдерживаемое в обмазанных
смолой бочках. Дары нового времени – коньяки, узо и анисовая водка,
которую разбавляют водой, после чего она мутнеет, становясь молочного
цвета.
На каменистых склонах
слышится приглушенный звон колокольчиков медленно бредущих овец, время
застывает, смешивая все эпохи… В деревнях до сих пор пекут хлеб
в старинных печах на открытом воздухе. А на Акрополе среди руин храмов
стоит раскидистая древняя олива (неужели все та же, которую взрастила
некогда Афина?), и рецина, как и положено, отдает терпкой смолой…
Боги никогда не покидали эту страну, они остались с ней в хлебе Деметры,
оливковом масле Афины и вине Диониса.
Александра Григорьева GEO |
|