Рисунок Пинты из "Школы яхтенного рулевого"

История яхты "Пинта", наверное, берёт своё начало в 1961 году. Кажется, именно тогда появился в Москве первый "Фолькбот" F-3, которым стал командовать Н.В.Григорьев. Именно ему (F-3) первоначально предназначалось имя "Пинта", впрочем, нигде пока не записанное. Не помню, почему, но эту яхту в один или два сезона куда-то сбагрили, и осенью 1962 года Отец получил взамен "Фолькбот" F-11.

Эта яхта, построенная на Таллинской верфи, должна была стать экспонатом ВДНХ. Наверное, поэтому это был единственный (как мне известно) "Фолькбот" с краснодерёвой отделкой. Может быть, по той же причине шлюпочные работы не выдерживали никакой критики (про материалы – позже).

Мне, мальчишке, запомнился её ("Пинты") первый спуск в ЦВСК ВМФ – на деревянных кильблоках по каткам из брёвен. Яхта упорно уходила в воду вместе с кильблоками, не желая всплывать. Поступление воды в корпус превышало возможности людей работавших ломами. Забухала "Пинта", примерно, неделю, после чего держалась на воде. Однако, члены экипажа (знаю, потому что "сам там был") вынуждены были заниматься откачкой воды 2-3 раза в неделю.

Естественно, ранней весной 1964 года Отец решил посмотреть корпус "Пинты" поближе. Была отожжена краска с корпуса и составлена дефектная ведомость на предмет рекламации. Из этой ведомости следовало, что на ВСЕХ поясах обшивки присутствуют ВСЕ известные дефекты древесины (косослой, сучки, серая гниль и т.д.). Весной того же года была произведена частичная замена обшивки (самые больные места) силами Н.Григорьева, Е.Леоньтьева, Е.Мартынкина и др.

Жить стало легче, и "Фолькбот" F-11, на борт которого латунными гвоздями уже были набиты буквы "ПИНТА", вырезанные мною из 3мм фанеры и покрашенные бронзовой краской, совершила своё первое "дальнее" плавание на Рыбинское водохранилище.

В дальнейшем "Пинте" довелось быть первой яхтой (вместе с "Победой"???), прошедшей Волго-Балтийским каналом из Москвы в Онежское озеро (1966 г.???), первой (под командованием Н.Григорьева) добраться до Белого моря (1969 г.).

Между прочим, ей, "Пинте", довелось пережить на ходу в Рыбинском водохранилище настоящий ураган. Был там – картинка не для слабонервных. В Брейтово, куда мы пришли на рассвете, стояло гидрометеорологическое судно, проснушиеся бородатые дяди, смотревшие на нас удивлённо с палубы (сверху), не смогли ответить, как дуло ночью, хотя их судно было обвешано всякими ветромерами как новогодняя ёлка. "Шкала у нашего самого главного анемометра заканчивается на 40 м/с – его зашкалило." – был их ответ.

Это испытание не прошло "Пинте" даром, пришлось осенью подтягивать клёпки на всех поясах, менять равендух и т.д.

В ноябре 1969 г. родитель отдал мне "Пинту", мне удалось перевести её на баланс МИФИ, и в 1970 г. началась её глобальная рекострукция. Прежде всего была заменена часть обшивки корпуса (примерно 40%). Реечная палуба заменена на фанерную. Рубка поднята за счёт постановки комингсов на палубу и продлена до форлюка. Был сделан самоотливной кокпит и перепланированы внутренности, поставили мачту на рубку, озаботились вентиляторами, помпой, камбузом и т.д. Тогда же у "Пинты" появился краснодерёвый штевень.

Первый выход с участием в "Волжской регате" со слабо укомлектованным экипажем обернулся на Московском море выдранным лик-пазом грота-гика. Лодка уверенно прошла это испытание и на Онежском озере заняла 2 место после переделанного "Дракона" "Гринда" – я/к "Парус". (Об организации и судействе гонок на "Кубок Онежского озера" – в отдельном тексте).

1974 г. на "Пинте" ходил только в Москве, т.к. окончил институт, поступил на работу и отпуска не имел. Знаю, однако, что при прохождении Волго-Балта, у последнего шлюза перед Вытегрой моим товарищам сильно не повезло. Они стояли между быками в ожидании шлюзования и проходящая "Комета" своей волной посадила "Пинту" на сваю. В днище образовалась приличная дыра. Пройти шлюз и встать на мель в нужном месте помогла МИФИстская яхта "Борей" (которую я вынужден хранить как памятник и по сей день). Пробоина была временно заделана снаружи "досками от забора". Естественно, пришлось зимой латать всё штатно, причём, расширив ремонт поясьев в длину и ширину на столько, на сколько хватало времени.

1975 г. "Пинта" перевооружилась. Штаг был поднят (кажется, на 70 см), была сделана мерилка IOR, наш номер стал VI-35. Опять участвовали в "Волжской регате", по дороге туда, в канале, паруса (х/б) перешивались на руках. Неплохо отгонялись в "Волге" (Табличек не прибито – значит, не первое место, или табличек не было). На Онего в гонках на "Кубок Онежского озера" "Пинта" заняла второе место, уступив яхте "Йог" ("Нефрит") из Чебоксар – капитан Кичкин.

В 1977 г. командование "Пинтой" было мною передано моим матросам. При реанимации "Пинты" в 1973 г. сроки её использования на 5 лет (и не более) казались весьма разумными. Когда в 1978 г. тогдашний капитан "Пинты" – Юра Плужников доложил, что трудно бороться с течью, что, мол, "рыбки в трюме плавают", я принял трудное для себя решение о кончине "Пинты". Её надо сжечь, предварительно сняв дельные вещи… И ещё, очень жалко краснодерёвые комингсы рубки, очень хорошо сделанную крышу рубки… Ещё хотелось оставить память о лодке. Поэтому мой любимый матрос Андрей Лейст (будучи капитаном яхты "Борей", погиб под лесовозом на Волго-Балте на подходе к Вогнеме) отпилил по вертикальной плоскости транец с куском палубы и приступил к вырезанию рубки (простой ножовкой вместе с частью палубы) – вдруг кому-то из товарищей фолькботчиков пригодится такая прелесть.

Рез по палубе не завершился, когда Миша Петухов доложил, что есть некие люди, которые хотят купить "Пинту"! Я долго говорил: "Нет!" Потом сломался: "Пусть забирают!"…

Примерно в 1980 г. шлюзовался на канале им.Москвы. В шлюзе, как водится, к моему борту цепляется яхта… ПИНТА!!!… Написано на борту "ФЕНИКС"! Поговорили… Я "прикинулся шлагом"… Мол, что за лодка… Услышал много громких слов… затем поинтересовался, как ведёт себя расколотая подушка на 3-ем поясе в правом гробу… Разъяснил ситуацию, выпили, естественно…

После этого случая "Феникса" видел случайно на воде раз или два.
Ваше сообщение, о том что он (или она – "Пинта") жив греет мне душу. Рад буду помогать, чем могу.

Лев Григорьев