Обязанности Матроса Парусного Надувного Судна
Этот документ необязателен к прочтению и исполнению матросами и капитанами
парусных надувных судов, готовящихся к экспедиции.

1. Терминология
        Парусное Надувное Судно (ПНС) - конструкция, способная передвигаться по поверхности воды, приводимая в движение силой ветра, держащаяся на поверхности воды посредством надувных баллонов.

        Капитан ПНС (К) - существо, облеченное полнотой власти на ПНС в силу:
- опыта, старшинства;
- прав на владение ПНС;
- демократических выборов;
- захвата власти;
- и т.д.
        Обязанности, права и ответственность К. не рассматриваются в этом документе, но некоторые пункты данного документа по необходимости включают некоторые права К.

        Матрос ПНС (М) - человек мужского или иного пола, не являющийся капитаном.
        Вахтенный матрос (ВМ)
- М., не занятый непосредственно в управлении (не держащий в руках органы управления ПНС).
        Рулевой матрос (ВМ) - М., управляющий ПНС посредством руля.

Общая терминология размещена, например, здесь: http://parusa.narod.ru/bib/dict/d_index.htm

2. Общие обязанности М.

        При нахождении на ПНС матрос обязан:
        2.1. Подчиняться приказам капитана, в случае если приказы не противоречат УК РФ и общепринятым моральным нормам.
К. может обратиться за советом к М., и учесть его мнение при отдаче приказа, но если приказ отдан, то за пререкания и саботаж К. имеет право применить к М. пункт ???.
        2.2. Быть знакомым с Материальной Частью ПНС, знать названия всех деталей судна. М. должен знать, где находятся осветительные приборы для подсвечивания паруса в случае ночного плавания.
        2.3. М. должен зорко смотреть по сторонам и видеть то, чего в силу сложившихся обстоятельств не видит К.
        В случае обнаружения опасности М. должен подать звуковой сигнал и четко описать опасность:
        - в случае обнаружения ЛЭП М. обязан воскликнуть "%:№?:## ЛЭП" и ждать приказа К. валить мачту. Без приказа это можно сделать в случае непосредственной опасности и впадении К. в ступор;
        - в случае обнаружения опасности повреждения швертов и/или рулей (мель, камни и т.д.) М. должен воскликнуть "*%$%@@ ШВЕРТЫ" и незамедлительно извлечь шверты (если это возможно в силу конструктивных особенностей судна);
        - при обнаружении препятствия или иного объекта способного повлиять на управление ПНС М. должен информировать об этом капитана, указав направление на объект, расстояние до него и (если возможно) краткую характеристику.
Для М. женского пола требуется уяснить отличие терминов "Слева по курсу" и "Справа по курсу".
        Направление на объект можно указывать как примерно - "Слева по курсу", "Справа по борту", так и более точно - указывая угол в часах относительно курса судна.
Расстояние указывается обычно в метрах (не любой капитан способен оценить расстояние, скажем, в кабельтовых).
Например: "На 3 часа 100 метров вижу пивной ларек"
        2.4. М. может покинуть борт судна только после приказа капитана (либо в силу независящих от себя обстоятельств). В последнем случае М. должен подать звуковые сигналы и не терять надежды.
        2.5. М. должен иметь индивидуальное средство спасения и быть готовым применить его по приказу К. либо в случае возникновения непосредственной опасности.
        2.6. М. должен принимать участие в загрузке/разгрузке ПНС, координируя свои действия с другими членами экипажа.

3. Обязанности вахтенного матроса.
        3.1. ВМ. должен занимать место согласно штатному расписанию (обычно ближе к носу ПНС).
        3.2. ВМ. должен быть готов к аккуратному и своевременному исполнению приказов К.
        3.3. ВМ. должен уметь брать и отдавать рифы, а также манипулировать стакселем.
        3.4. В случае необходимости после отдачи приказа К. М. должен взять в руки весло и грести либо табанить с указанного борта.
        3.5. ВМ. должен быть готов накачивать баллоны ПНС с должным рвением.
        3.6. ВМ. должен быть готов по приказу К. либо в случае выбывания К. из строя принять на себя обязанности РМ.
        3.7. ВМ. должен быть готов снабдить участников экипажа, занятых управлением ПНС зажженными сухими сигаретами и сухим пайком.
        3.8. ВМ. должен быть готов к швартовке по приказу К.
        3.9. ВМ. должен быть готов выполнять функции стрелка-радиста.
4. Обязанности рулевого матроса.
        4.1. РМ. должен сознавать всю величину ответственности, которая возложена на него.
        4.2. РМ. должен выполнять указания К. по заданному курсу ПНС.
        4.3. В случае возникновения сомнений в собственной компетентности РМ. может передать права управления судном К.
5. Меры наказания и внушения применяемые к М.
        В случае необходимости (см. пп. 2.1.) К. может применять к М. различные способы внушения:
- словесная аргументация;
- удар веслом по горбу;

и наказания:
- лишение сухпайка;
- проводка на фале за судном в спасжилете (имеет малую воспитательную ценность при низкой скорости движения);
- высадка М. на берег с запасами провизии и оружия;

Данная версия документа является незавершенной.