Бег и ceкc

Где убавил Пётр и Павел и
сколько уволок Илья-пророк?

«Пётр и Павел час убавил». «Илья-пророк два уволок». Смысл поговорок прост: 12 июля, когда на Руси отмечается праздник апостолов Петра и Павла, Солнце должно проходить свой путь по небосклону от горизонта до горизонта на час быстрее, чем в самые долгие световые дни 21–24 июня. А 2 августа, в день святого Илии, срок пребывания светила на небосклоне обязан сократиться на 2 часа.

На самом деле это не так. Точнее – не совсем так.

На широте Москвы Пётр и Павел убавляют всего 26 минут. Илья-пророк отнимает у нас не 2 часа светлого времени, а только 1 час 34 минуты. В действительности световой день в столице сокращается на час лишь 24 июля, а на два – 8–9 августа. Двигаясь к югу, мы обнаружим, что чем ближе к экватору, тем разница между реальным сокращением светового дня и указанным в поговорке, становится ещё значительней.

На широте Киева, столицы Древней Руси, где и рождалась история государства вместе с былинами, сказками, поговорками и пословицами, длительность светового дня 22 июня всего на 20 минут больше, чем 12 июля. А достигнув экватора, мы увидим, что русские пословицы там вообще неприменимы. Июнь или декабрь на календаре, а день от рассвета до заката на экваторе всё равно длится 12 часов. Ну и ночь, естественно, столько же, поскольку на неё остаётся ровно половина из 24 часов, составляющих земные сутки.

Но если отправиться в обратном направлении – к северу, мы увидим, что примерно на широте Архангельска (64–65° северной широты), совсем недалеко от Северного полярного круга, наши пословицы становятся справедливыми. Там действительно сокращение дня на час и на два совпадает с упомянутыми церковными праздниками. И это вызывает естественный вопрос: не здесь ли пословицы появились? Не поморам ли – потомкам древних русских, селившихся на берегах Белого моря с XII столетия, – принадлежит их авторство? Вряд ли когда-нибудь удастся установить это достоверно, но такое вполне возможно.

Наука и жизнь  №9-2010