Regatta2_Синицын_Sinitsyn

Вторая Русско-Эгейская Открытая регата

Вторая Российско-Эгейская Открытая регата - условно "Осень 2002" - своим существованием обязана восторженным требованиям: "Даёшь!" участников одноимённой регаты "Весна 2002". На поверку в дождливую "Осень" пошли лишь четыре самых заводных весенних экипажа. Тем не менее, сакраментальное число 11 опять проявилось в количестве яхт-участниц. Хотелось бы отметить, что многих участников маёвки не досчитались в ноябре по причине сильной загруженности делами, а не по иным "но" и "ну".

На этот раз, вороша седину на голове и почёсывая шишки от авиабилетных грабель первой регаты, когда по ночам вместо парусов начали сниться самолёты, мне удалось-таки переложить боль со своей головы на голову профи в этом вопросе Фёдора Цацаниди. Большое ему человеческое спасибо.

Приятно отметить расширение географии участников: к Москве и Тель-Авиву добавились яхтсмены с Байкала в команду Ильи Тыртышникова на VENI, из Питера - Александр Тараненко с командой на ALEXANDRA, из Петрозаводска в команду Александра Маркарова на KALYMNOS.

В группе "А" стартовали яхты (после слэша - год выпуска) с рулевыми:
Sun Odyssey 37.1/94  Minos         Александр Ерёмин
Sun Odyssey 37/00     Lina             Андрей Новодерёжкин
Sun Odyssey 37/00     Alki             Вадим Пополутов
          В группу "В" вошли:
Dufour 45/98             Big Blue II     Дмитрий Мартынов
Dufour 45/00             Kalymnos     Александр Маркаров
Gib’Sea 43/02           Avrora          Александр Синицын
Gib’Sea 43/01           Alexandra     Александр Тараненко
Gib’Sea 43/01           Mykines       Олег Малафеев
Sun Odyssey 43/01   Nikolaos       Александр Раткин
Sun Odyssey 43/01     Veni           Олег Иванов
Sun Odyssey 43/01     Phoebus     Игорь Чухланцев

Учитывая пожелания трудящихся после первой регаты, я спланировал маршрут из коротких этапов, оставив больше времени на отдыхательно-культурную программу. Причём ещё в Москве сомневающимся пояснял, что эта программа не догма - будем вносить изменения на месте по ходу пьесы, учитывая настроение, поглядывая утром на небо и слюнявя палец. Благо, островов на глобусе Греции достаточно, чтобы добавлять знаки для огибания в желаемом месте. Но четко будем выдерживать принятую концепцию регаты: главное - отдых на фоне непрерывно растущего полиморсоса, а уже на втором месте гонки на корпусах, которые, как известно, только тормозят.

Приёмка яхт не вызвала особенных трудностей у капитанов. Утром 1 ноября под тёплым солнышком (плюс 18 в тени, вода 22, а в Москве - снег) покинули пирс Lavrio, обрубая винтами концы мурингов, и устремились к месту первого старта, продолжая произносить недоговоренные тосты - благо, конструкция современных яхт учитывает такую насущную потребность в удобном принятии охлажденных напитков - в кокпите расположен замечательный стол-термос со льдом, а на верхней крышке удобные подстаканники. Так что процесс управления яхтой не мешает жизни.

Первый этап: Lavrio - Paleo Fokea (10 миль) пронеслись хорошим фордаком до мыса Sounion, где изрядно подштилели. Оставили правым бортом остров Patroklou и вошли в залив Anavissou, где перед финишем приключилась хорошая лавировка. Финиш принимали с пришедшей первой KALYMNOS. Встали все на якорях и начали купаться, обедать-ужинать и ходить (плавать на тузиках) в гости.

Утром 2 ноября докупили недостающей провизии и дали старт второй гонке с финишем на траверзе маяка мыса Plakakia острова Aegina. Гонка по кисляку (22 мили) запомнится всем кроме команды KALYMNOS, которая, имея явное преимущество в ходах, обошла всех, но решила не принимать финиш, а послав общий привет по радио, ушла в город. Финиш в полной темноте приключился плотный и веселый: по мере приближения с разных направлений к точке с объявленными координатами все больше яхт стало объявлять себя стоящими на финише. На VENI штурман просто ошибся с определением точки финиша, но после отказа признать яхту финишировавшей пришлось снова поднимать уже убранные паруса и пробиваться на финиш. В общей суматохе принял волевое решение: объявил PHOEBUS принимающей финиш. В каше из ползущих в штилевой темноте яхт с огнями и криками мы пропустили вперед пятерых, хотя изначально были явно третьими (чуть не ткнули PHOEBUS в корму, когда Игорь Чухланцев отдавал якорь). Убрали паруса, подобрали дизель-шкоты и дружной вереницей пошли в густозаселенную марину города Aegina "Острова голубей". Задача, непростая даже в светлое время, была достойно решена командами. Встали в разных частях марины, кто где смог воткнуться. Побрели погулять по городу, который в XIX в. был объявлен первой столицей современной независимой Греции, и поужинать в тавернах. Со всеми задачами справились не в одночасье - часть нашей команды подтянулась домой к пяти утра после посещения бузуки.

Утренний разбор полетов результаты "веселого" финиша не аннулировал (вносились такие предложения по причине чрезмерной суеты и неопределенности из-за разброса показаний GPS) - победила формула регаты: "Мы же отдыхаем!" Большинство экипажей взяли в прокат мотобайки или авто, а кто-то и на такси поехал осматривать главные достопримечательности острова: храм Афайи (490г до РХ) и монастырь и храм Св.Нектариоса с его мощами в часовне. Совсем рядом с яхтами можно было пощупать камни руин храма Аполлона (VI в до РХ) и долго потом обсуждать ауру, попивая бочковое пиво из замороженных кружек и закусывая знаменитыми фисташками. Эгина - их родина.

Но не все бросились припасть к истории. Народ с яхты MINOS (вид яхты экстравагантен: по всей палубе разложены ковры на просушку) начал излагать первые напасти, обрушившиеся на них во время перехода: на кренах из танков вылилась вся пресная вода под слани, так что по пути команда тренировалась в вычерпывании мисками подсланевых вод (где находится помпа - забыли); оба газовых баллона оказались пусты - цена доверия на слово греку, объявившему их полными. Пришлось долго объяснять людям, впервые взявшим лодку в чартер, что надежда на вызванных специалистов слишком мала, и решать проблемы более действенно своими силами и разумом. Как позже подтвердилось, ни одного механика в воскресенье разыскать не удалось, а залитая вода в танки в дальнейшем никуда не уходила (научные сотрудники всего-то подтянули хомуты в районе воздушного аккумулятора). А газовый баллон можно тривиально поменять в лавке в сотне метрах от яхты. Хотя не все так просто решается в современной Греции: по случаю воскресенья мяса на шашлыки найти нигде не удалось - оно все уже съедено. А уж то, что свекла (по-русски: падзарья), так необходимая для любителей борща, уже успевших по нему соскучиться, раскуплена и будет только в понедельник, повергло нашу команду просто в шок. "В Греции все есть", но не всегда…

После обеда яхты, насытившиеся шумной городской жизнью, стали выходить из марины в направлении острова MONI, на котором находится заброшенный дикий заповедник с вечно голодными павлинами, оленями и козлами. Встали на якоря в бухте, полезли купаться, лазить по острову, кормить голодных зверей. А вечером ставший уже традиционным просмотр на компьютере фотографий, в больших количествах производимых Александром Клевцовым, а потом киносеанс - классика типа "Кавказской пленницы" идет на ура.

Утро солнечное и по-летнему теплое (имея в виду московское лето) ознаменовали продолжением купания. Неленивые яхтсмены взялись бороться с разницей в степени шершавости корпусов, протирая подводную часть швартовыми концами (попытка использовать отобранную у козлов на берегу сломанную лопату в качестве скребка не принесла ожидаемого результата).

Гонку 3 давали по совсем слабому ветру. Добраться нужно было до Paleo Epidavros (13 миль). Мы стартанули первыми и Боря с Ваней (наши ди-джеи) нагло врубили на все море "Нас не догонят!" Гонка получилась совсем штилевая. Только на последней трети дистанции пришел хороший ветер от северной части. Как раз в это время основная часть нашей регаты пересеклась на встречных курсах с регатой BLUE CUP. Мы, находясь с sister ship ALEXANDRA под полуостровом Methana сильно под ветром, который к нам пришел только через час, насчитали 40 вымпелов. В полученном ветру российская регата в течение часа финишировала во входных воротах бухты и разбрелась по прибрежным тавернам, откуда хорошо было видно море и две яхты, лавирующиеся снова в безветрии. Ставки делались небольшие, о чем нам непрестанно передавали по радио. Это несколько обижало, но полиморсос был высок и непрестанно подпитывался, воля была собрана крепко, и наша AVRORA переползла в финишные ворота раньше соперников на 20 минут. К сожалению, от результатов тотализатора нам ничего не перепало. Постановили вести себя в дальнейшем скромнее – не запускать вышеуказанных песен, в крайнем случае - тихенько-тихенько…

Мартынов - камикадзе с BIG BLUE II - у него на борту команда из четверых абсолютных новичков, праздновал победу: в этот раз он рулил САМ и пришел чисто вторым. Третьим через две минуты был Малафеев на MIKYNES, где также из четверых команды двое были впервые. Такие успехи особенно радуют, поскольку сто процентов, что в палате больных с яхтенным диагнозом прибавление…

С утра народ подался на разном транспорте в Святилище Асклепия - Бога медицины, которое в 6 веке до РХ было лечебным центром для больных со всей Греции. Здесь через два века Поликлитом Младшим был построен театр на 12 тысяч зрителей с непревзойденной акустикой, который является самым хорошо сохранившимся (в нашей школьной истории он звучал как Эпидавр). AVRORA отметила этот день утоплением с пирса под корму мобильника (не последнего в этот день - вечером были утоплены еще два), который через полчаса поисков красиво изловил Александр Тараненко, ставший уже неофициально нашим доставалой - еще в Lavrio он эффетно отыскал обручальное кольцо, смытое с живого человека за борт. А уж доминошный дупель 6:6 был выдан шутя с первого нырка. У нас пополнение - прилетел из Лондона Эрик - наш постоянный член экипажа. На вечер запланированы футбол (матч выиграла команда веников с VENI), шашлыки, исполненные прямо на пирсе командой нашей AVRORA и сабантуй в кафе с караоке, привезенным командой VENI. Все прошло очень весело и задорно. Под конец вечера в кафе народ уже стоял в очереди к микрофону. Жуткое зрелище представляла одна итальянская пара, сползающая под столик, когда наши люди запели "Уно ун моменто…" Догуливали уже в гостях друг у друга, изучая яхты разных типов, представленные на регате. Вот тут-то и продолжили топиться мобильники - то-то радости компаниям мобильной связи! Им спокойно можно выступать спонсорами регат, передвигаясь на судейском и продавая или обменивая телефоны.

Ночью наволокло туч, пошел дождик. С утра выходили по мороситу, радуясь отличию от родины: второй друг - колотун отсутствовал, поэтому в предстартовую процедуру включили купание. Гонка 4 (14 миль) в Vathi с оттяжным знаком в виде острова Kira была дана "за лидером", в качестве которого выступила ALEXANDRA. До оттяжки была хорошая спокойная лавировка, а вот после огибания и выхода солнца у мыса Krasopanayia полуострова Methana приключился второй старт после сбора всех яхт. Оставшиеся две мили прошли в лавировку под наехавшими тучами и дождем. Встали в тесной уютной марине и плавно перетекли под навесы таверны. Вечер был отмечен массовым помешательством - новички с "Второго Большого голубого" (BIG BLUE II) самым садистским образом втянули народ в грязные игры под скромным мягким названием МАФИЯ. Выжившие (в прямом и переносном смысле) расползлись по домам зело поздно.

Утром публика выползала на завтрак в таверну, благо от кормы до столика надо было преодолеть только пять шагов. Испили кофе, сфотографировали радугу, чудом появившуюся на морем, покрытым барашками под затянутым темными тучами небом. Удивлялись вчерашнему групповому умопомешательству - это мафия… Поставили на яхте свечку, принесенную ранним утром из древней часовни Николая Угодника, и, помолясь, вышли на старт гонки 5 на Poros (13 миль). Старт с задержкой был дан в попутных шквалах, срывающихся с горы. На одном из них MINOS сломал гик по месту крепления гика-шкотов, но это не помешало команде пройти гонку под зарифленным гротом и генуей. Благо, скоро всем пришлось рифиться - после получасового крутежа ветра пришел ровный сильный мордотык. Так что в узкий пролив острова Poros лавировались с дикими кренами, обильно поливаемые потоками воды. Моментами за потоками ливня не было видно собственного бака, а отдельные рулевые (слабые глазками?) рулили в масках для подводного плавания.  При этом стоял сплошной грохот от непрерывно сверкающих молний, после удара одной из которых у нас вырубило рацию. Мартынов потом утверждал, что одна из молний вошла в метре за его кормой так, что шерсть на всем туловище (Мартынова) встала дыбом (от электризации?) и не опадала несколько часов. В общем - светопреставление.

Наша AVRORA, финишировав третьей, проиграв только длину корпуса MIKYNES, первой ошвартовалась у пирса города, но уже через пару минут стало ясно, что стоять так невозможно - стоячая волна вздыбливается у пирса, яхту дико швыряет, о нормальном выходе на берег нет и речи. Отдаемся и уходим к наветренному берегу, уводя остальной подтянувшийся народ за собой. Там все встают на якоря, пережидая грозу. Потом друзья звонили из Москвы и рассказывали про репортаж по ТВ из Афин, где более полутысячи машин было покалечено градом с куриное яйцо, а Афины слегка утонули. Ну, да им (Афинам) не привыкать. А мы, цитируя аксиомы типа: "Хорошо на яхте в тихую погоду, а на яхте в дождик подобен я уроду" и поглядывая за мотанием на якоре окружающих яхт, выжимали мокрую одежду и «принимали» за всех греческих богов разом, призывая прекратить это светопреставление. Сидим при замолкшей рации, основные приборы замокли еще днем (хотя греки что-то мазали и меняли приборы при сдаче яхты именно по причине их отмокания). Как всегда, техника не выдерживает и только люди… "Гвозди бы делать из этих людей!"

К вечеру гроза выдохлась, яхты потянулись на швартовку к пирсу. Уже на берегу в тавернах и просто в гостях делились богатыми свежими впечатлениями, сравнивая с погодой на Онеге или Байкале. Но все были единодушны, что тутошние 20 градусов лучше байкальских +3! Но сегодняшняя погодка явно от коммуняк - чтобы помнили, что сегодня 7 ноября.

Ночью, около трех часов, опять стало навально раздувать, погнало стоячую волну. Громыхания в кормовой свес не дают спать. Начались неприятности у соседей: несчастный MINOS сорвало с якоря и навалило на яхту с норвежской командой: крики, отход в море… На ALKI, ошвартованной бортом к пирсу, тоже пожелания отвалить, но мы их заперли. Не дожидаясь худшего, выходим на рейд - сонная команда исполняет автоматически-героически. Трудно только во тьме найти место для постановки на якорь и при этом не впилиться в стоящий там катер без огней. Но, слава Богу, все прошло в лучшем виде. Отбой.

Летнее утро поражало всех по мере выползания наружу - солнце на чистом небе, тихо, как будто ничего вчера осеннего и не было. Гера полез сразу купаться, не обращая внимания на плавающий повсюду послегрозовой мусор - листья, иголки, траву и проч. День удался - шмотки высушены, мясо на шашлыки закуплено, все остальное - тоже. Даже рация наша ожила сама по себе. В городе по-настоящему жарко, везде попадаются русские с регаты. Они узнаются как по теме, так и по стилю речи. После обеда уходим в Русскую бухту с целью насобирать морских ежей на закуску и половить рыбку (во времена давние стоял штаб русской эскадры, нынче только останки строений, облагороженные несколько лет назад). Подошла KALYMNOS и попыталась встать рядом. Но проявилось преимущество длинного киля - крепко уселись на мелководье, где нам вполне комфортно. Двумя экипажами снимали около получаса одиннадцатитонную красавицу. К вечеру на запах уже готовящегося мяса на пирсе подвалили Олег Малафеев на MIKYNES и камикадзе-Мартынов на BIG BLUE II. На запах же наехали рокеры - народ с других яхт, объезжающий остров. Хорошие получились посиделки. Мартынов в процессе поедания мяса с пафосом и скупой слезой во взоре заявил своей команде: «Для нас занятое место не имеет значения.  Главного мы достигли -  все дошли живыми!» На запланированную дискотеку в город не пошли - завтра объявили снятие с якорей в 6 утра, дабы к рассвету выйти на стартовую позицию.

Шесть утра. По радио стали будить регату и сниматься с якорей. Темно, кисло, моросит. Подозреваем, что гонка не получится - у нас есть только девять часов на преодоление 35 миль. На рассвете буквально в стартовой зоне начало задувать. И в 7:30 стартовали уже при сильном "мордотыке", причем ветер продолжал усиливаться, так что через полчасика начали рифиться. Потом был и отход ветра и еще усиление, при котором и в третьих рифах ощущался дискомфорт: был момент, когда яхту вдавило во вдруг сглаженную дождем воду. Яхта как будто стоит в пене. Ощущения обманчивы; на вопрос: «Встали, что ли?» последовал ответ: «GPS показывает восемь и шесть узла». А с «Большие голубые» потом рассказали, как Дима Крымов мягко поддел Мартынова: «Боюсь, вчерашнее заявление было преждевременным…» Были и кратковременные закисоны, в один из которых "Веники" по радио классно исполнили с караоке про белый парус и только миг между прошлым и будущим - порадовали публику. В течение двух часов наблюдали под ветром сухогруз, с сожалением отмечая, что пеленг на него упрямо не хочет меняться. Его беднягу мотает страшно, так что уйти вперед ему никак не удается. Противность добавляется от предположений, что это какие-нибудь отмороженные пиндосы врубили автопилот, а сами смотрят футбол, попивая фрапе. Когда стало видно название корабля и понятно, что это "наш", вышли с ним на связь. Ребята все понимают и обещают повнимательнее смотреть вперед и постараться не мешать яхтам. Прогноз им дали 8-9 баллов. Но это мы и сами видим и ощущаем полной грудью. Волну раскатило метров до трех в отдельных экземплярах. Не самые жадные уже покормили Ихтиандра и отвалились подремать. А жадные начинают прицеливаться по GPS на мыс Sounio.

Вот тут и расчистилось в одночасье небо, выглянуло солнце, и жить стало сильно веселее, и вискарик стал не таким горьким… А главное, проявились соперники - MIKYNES в сотне метров впереди, ALEXANDRA в полуторастах сзади, остальной флот сзади в миле-двух. Началась "рубка" яхт-сестер (все три типа Gib'Sea 43). Полчаса шли фронтом просто ноздря в ноздрю, как привязанные. Под самым мысом Sounio разошлись несколько в тактическом плане: мы пошли подальше от мыса, помня как закисли под ним в первой гонке, Малафеев - под самым мысом, сокращая дистанцию, а Тараненко между нами. Волна под берегом вздыбливается очень нехило. Обогнув мыс, идем на бабочке. Саша начинает немного отставать, уходит вправо в море и там остается. К финишу приходим вдвоем одновременно, как в прошлой гонке: мы в десяти метрах за кормой MIKYNES, а финишный волнолом всего в сотне метрах впереди. Положение называется безнадежным. Но полиморсос-то нельзя исключать! На шквале резко выезжаю Олегу на ветер и после их секундного замешательства ору, если можно назвать ором сипение сорванной за гонку глоткой: "Мачта на траверзе!", проезжаем по ним и через несколько секунд первыми пересекаем финишный створ. Что делалось с нашей командой в это момент (я имею в виду ходячих членов, точнее, сидячих снаружи)? Передать словами это невозможно. Свершилась мечта идиотов - мы принимаем финиш. Благо, яхты подошли плотной группой после ALEXANDRA. Последняя яхта финишировала в половине первого! То есть вся гонка заняла ровно 5 часов, а мы-то боялись не успеть.

Вода в порту цвета кофе с молоком - ливни смыли изрядно земли с берега. Так что купаться желающих не оказалось (в отличие от предстартового дня), если не считать водолаза, исследующего подводные части пришедших яхт. Но это его работа. К ряду яхт есть претензии, но не серьезные - легкие касания грунта не нанесли урона килям, только ободрали краску. На пирсе нет электричества - все отрубилось еще во время позавчерашнего потопа, а ремонтировать греки не торопятся. Помылись под еле теплым душем - что-то у нас не в порядке с нагревателем. Быстро договорился с хозяином таверны на стол для 60 человек (оказалось непросто - снаружи сыро, а внутри места маловато). Самые шустрые заняли места у камина, в котором красиво горели оливковые коряги. Провели награждение, вот результаты с суммой очков по 6 гонкам:  

В группе "А":
Sun Odyssey 37/00             Lina        Андрей Новодережкин          16.00
Sun Odyssey 37/00           
Alki           Вадим Пополутов                 11.50
Sun Odyssey 37.1/94         
Minos      Александр Еремин                   7.00
          В группе "В":
1  Dufour 45/00                   Kalymnos    Александр Маркаров              41.25
Gib’Sea 43/01                  Mykines     Олег Малафеев                          32.00
Gib’Sea 43/02                Avrora         Александр Синицын                 30.25

4  Sun Odyssey 43/01            Veni          Олег Иванов                                29.00
5  Sun Odyssey 43/01           Phoebus     Игорь Чухланцев                          25.00
6  Gib’Sea 43/01                  Alexandra   Александр Тараненко                 22.00
7  Sun Odyssey 43/01           Nikolaos     Александр Раткин                       18.00
8  Dufour 45/98                     Big Blue II   Дмитрий Мартынов                   17.00  

Активно делились впечатлениями. Общее мнение, созревшее в начале регаты: было ошибкой включать Dufour 45 в общую группу "В" - это совсем другой тип яхт. Как и на заключительном собрании весной, заговорили о регате следующей: хорошо бы одинаковых яхт иметь побольше и покрупнее - 45 футов хороший размер. А все остальное - просто в кайф. Это радует: значит, мы на правильном пути. Илья Тыртышников выступает с предложением: устроить собрание в Москве через пару недель, когда будут у всех готовы фотоматериалы, а заодно провести награждение всех участников памятными дипломами. Предложение принято.

Рано утром в половине седьмого загрузили битком 50-местный автобус, отправили в аэропорт, тепло распрощавшись ненадолго. Нас осталось 10 человек, вылетающих завтра. Задача на сутки непростая - доесть и допить все, что отдали уехавшие друзья. Продолжаем ходить в гости и обсуждать результаты и перспективы. С подъехавшим Лео пытаемся из более чем десятитысячного чартерного флота Греции, имеющегося в базе данных, наскрести два десятка приличных одинаковых яхт. Оказывается, это нереально - все многочисленные владельцы стараются покупать не более одной-двух одинаковых яхт, стараясь разнообразить предложение в тяжелой конкурентной борьбе на рынке. Яхты производят нынче штучно во многих разнообразных модификациях. Одинаковые, но старые брать не хочется. Так что придется опять делать группы однотипных яхт. Но это уже работа для снежной Москвы. А пока заказываем 3 такси на завтра, ловим сачком крабов под кормой на пирсе, закусываем.

До свидания, Греция - парусный рай на земле!

Александр Синицын,
шкипер, организатор и по совместительству главный судья регаты.   Ноябрь 2002