Валерий Смирнов,  ноябрь 2002           Русские на Mykines  

Самолет, натужно кряхтя, влез в низкие серые облака, а когда вынырнул из них, то под нами оказалась белая, покрытая еще свежим снегом, земля. И совершенно не хотелось верить, что Греция осталась всего лишь в трех часах полета, но уже позади – в прошлом времени. Пора было ступать на землю и работать, работать, работать... Но нет худа без добра, и теперь, по истечении нескольких недель, приятно вспомнить все перипетии этого плавания, коих было не так уж мало. Глядя на фотографии, понемногу забываешь неприятные моменты (это для тех, у кого они были) и отчетливее видишь все хорошее, чем порадовал этот поход. Я не был на Эгейском море около 10 лет, но достаточно хорошо помню хождение по нему на наших старых яхтах. И, честно говоря, не испытываю ностальгии по тем временам. А посему – не будем о них говорить.

Итак, Лаврио, Греция, год 2002, ноябрь. Яхта типа Gib’Sea 43 - “Mykines”. (Подробное описание – см. в рекламной литературе, хотя там в основном говорится, как хорошо на ней отдыхать). Единственно, что можно пожелать этой яхте – ходить еще долго, но побыстрее. И с меньшим углом лавировки. А в остальном – она действительно создана для комфортного времяпровождения небольшого экипажа (4-6 человек). Времяпровождение может быть разным, как-то: стояние на якоре с целью купания экипажа или подводной охоты, стояния на якоре с кормовыми швартовыми, заложенными за стойку ближайшей таверны, чтобы экипаж, возвращаясь на борт, не натрудил плохо идущих по земле ног (понятное дело, морская болезнь на берегу – это когда земля качается не совсем в такт твоим шагам), работа дизелем с целью подзарядки аккумуляторов (поскольку пиво должно быть холодным, а в Греции холодильник – это единственное место, где его можно держать в некипящем состоянии, за что приходится расплачиваться посаженными в нуль батареями), работа дизелем с целью перемещения яхты от одного места швартовки до другого и, наконец, тягание веревок и верчение круглой штуки, называемой в простонародье штурвалом, для того, чтобы заставить этот самый ветер правильно дуть в паруса. И тогда вы, наконец, понимаете, зачем летели за три тысячи километров в трясучем самолете, заискивающе улыбались всем этим нелюбезным людям в формах разного цвета, тащились с ластами, масками, плавками, шортами, кремом от ожогов и прочее, прочее, прочее...

Но, что сделано, то сделано. Принимаем яхту, обустраиваемся, набираем продуктов примерно на месяц – вдруг в других городах Греции проблемы с продовольствием и еще не отменили карточную систему, и... стоим в гавани. Мы прилетели раньше на один день. Ждем остальных участников мероприятия под названием «2-я Российско-Эгейская Открытая регата 2002». Поездка в Афины – см. путеводитель по Греции, но лучше было бы потренировать экипаж – у нас двое новичков: Игорь Пискунов и Владимир Тюренков.

Первый старт – короткая гонка в Palea Fokea. Сразу становится ясно, что о крутой лавировке можно забыть (см. пожелание выше). Угол – 1100 даже на почти гладкой воде. Матросы постепенно осмысливают назначение различных веревок, ручек и т.п., учатся прыгать с борта на борт по команде «Поворот» и вполголоса недоумевают, почему это нельзя идти прямо на финиш, а нужно метаться по всему заливу от берега к берегу с опасным для жизни креном. Финиш. Для начала, кажется, неплохо – 3 место. Экипаж понемногу осознает, что в действиях рулевого был какой-то потаенный смысл, а непросто желание потянуть время до ужина. Якорная стоянка и гуляние по гостям (не вплавь, как могут подумать некоторые, незнакомые с сегодняшним развитием маломерного флота, а на личном тузике под мотором марки “Yamaha”).

Следующая гонка до Эгины – типичная для этих мест погода: то неплохо дует, но не совсем туда, куда надо, то полный штиль. В результате - яхты разбежались по заливу в поисках ветра. Экипаж уже вошел в азарт и рвется к победе, даже развалившись в кокпите и сладко похрапывая. Жаль только, что финиш получился довольно сумбурным, в темноте, и мы до сих пор не уверены, что принимающая яхта правильно определила время нашего прихода. Но это, в конце концов, не очень важно. А вот швартоваться в гавани Эгины было действительно неудобно. Узко, темно, множество концов на неглубоком дне, чужие буйрепы, якорные цепи и пульт управление якорем, работающий по своему собственному усмотрению. После ужина и краткого обсуждения насущного вопроса – а почему это мы не первые, или хотя бы не вторые, экипаж разошелся по каютам с твердым намерением в следующей гонке разобраться со всеми этими соперниками по-свойски.

На следующий день кровожадные намерения по отношению к другим участникам гонки постепенно перешли в охотничий азарт – вокруг яхты шныряли целые стаи явно не промысловых, но, тем не менее, съедобных на вид рыб. Добывши в ближайшем магазине трезубец, снялись на остров Moni, больше известный как остров павлинов, в надежде, что кроме павлинов, там есть и другая морская дичь. Островок оказался действительно очень симпатичным, и павлины с оленями демонстрировали полное пренебрежение к нашим призывам «цып-цып», если последние не сопровождались чем-либо материальным, например, кусочком жареного кальмара. Наше охотничье счастье нас не обмануло – младший матрос в жестокой борьбе добыл осьминога величиной чуть меньше его тапочка 46 калибра. Капитан сказал, что если команда не отобьет этого хищника, по крайней мере, 40 раз о камни, то он, капитан, его есть не будет. Пришлось матросу до самого вечера шлепать совершенно ничего не понимающего осьминога о бетон причала в надежде, что капитан сжалится и, наконец, пустит в каюту. (Для справки тем, кто попытается повторить наш подвиг – не забывайте время от времени полоскать осьминога в воде. Зачем это делается – неизвестно, но капитан сказал, что так делают все настоящие осьминогоеды.)

Ужин удался на славу, поэтому сразу переходим к прозе жизни – старту третьей гонки остров Moni – Palea Epidavros. Попутный ветер, переходящий в полный штиль заставил всерьез беспокоиться о том, а где мы будем сегодня ужинать, если все таверны окажутся закрытыми к моменту нашего финиша? Некоторую надежду вселял вид красиво лавирующихся, и с немалыми кренами, яхт, которые тоже изображали регату, но почему-то навстречу нам. Итак, ждем сильного или не очень, но попутного ветра... Остальные ищущие опять куда-то разбежались и совершенно невозможно понять, кто впереди, а кто позади. Наконец получаем ветер, но такой, который в просторечье называется «вмордувинд». Он-то здесь откуда? Ведь встречные яхты лавировались. А нам что - тоже на этом месте лавироваться? Это что, место такое – исключительно для лавировок? Но рассуждать некогда, поскольку “Kalymnos” уже опомнился, понял, что трамвая не будет, и лег на галс. Бросаемся вдогонку. А тут еще кто-то неподалеку крутит оверштаг за оверштагом. А, так это «Большой Голубой Второй» (Big Blue II). Ну, ему сам Бог велел.

Вот, кажется, показалась гавань Epidavros. Но ветр явно не хочет, чтобы мы сегодня ужинали в таверне, поскольку каждый галс упрямо превращается в контргалс, стоит только чуть-чуть приблизиться к береговой линии. Чертовщина какая-то. Наконец мы его обманули, и вот он – финиш. Опять третьи. Ну ладно, неплохо, а главное, есть шанс не готовить ужин самим. Остальные соперники как-то обидно быстро разгадали все козни прибрежного ветра и примерно через час весь флот стоял у пирса. Но мы успели-таки занять местечко покомфортнее, прямо рядышком со столиками отеля «Посейдон».

Весь следующий день, взяв в аренду машину, посвятили осмотру греческих достопримечательностей, коих на Пелопоннесе великое множество, о чем свидетельствуют на дорогах указатели специального коричневого цвета с непременным словом “AРХАИК”. Развалины древних Микен, величественное зрелище Коринфского канала, амфитеатр в древнем Эпидавросе - и все это удовольствие за каких-то двадцать четыре еврика с носа. А вечером, после утомительной поездки, полные ощущения сопричастности к трехтысячелетней истории Греции, усталые, но довольные, мы попали на грандиозное шоу – караоке русских яхтсменов в небольшом ресторанчике на берегу. Как приятно, что мы опять находимся в двадцать первом веке, среди своих, русских, с душой нараспашку, откуда песня рвется на широкие просторы Эгейского моря.

Утром следующего дня оставив машины, на которых объездили вчера половину Пелопоннеса, официантке ближайшего ресторана, снимаемся на старт очередного этапа гонки: Palea Epidavros – о.Kira – Vathi. Летучий старт дает яхта “Alexandra”, проходящая правым галсом, обозначая стартовую линию. Сразу после ее пересечения тоже ложимся на правый галс и идем вдоль берега, набирая высоту. Впереди “Kalymnos” и еще кто-то. Большая часть регаты уходит мористее. Ветер ровный, не очень сильный, экспериментируем с парусами. Но, похоже, прибрежный ветер невзлюбил нас еще с позавчерашнего дня – яхты, идущие мористее, явно выдвигаются вперед. К моменту огибания о.Kira впереди у нас семь вымпелов. Да, что-то мы явно забыли сделать, может быть, принести приличествующую жертву Посейдону? Может, надо было совершить возлияния если не в храме, посвященном богу морей, то хотя бы в отеле его имени? Ладно, еще не все потеряно, вон “Kalymnos” попал в штиль, а за ним и остальные шесть впереди идущих яхт. Мы держимся ближе к берегу в надежде миновать штилевую полосу, но сегодня явно не наш день. Даже часовенка на самом краю мыса не помогла нам первыми поймать ветер. В итоге – восьмое место.

Стоянка в маленькой гавани Vathi запомнилась, главным образом, обилием воды, которая ручьем текла с неба, и величественным видом грозовых зарниц над Пелопоннесом, полыхавших в течение всего дня. К утру следующего дня ветер усилился до 5-6 баллов, и старт выглядел весьма эффектно. К сожалению, не обошлось без поломок – на яхте “Minos” сломали грота-гик ровно пополам. Стартуем 8-узловым ходом в бакштаг. Впереди около 15 миль до острова Poros. Хорошо отрываемся от всей регаты и идем курсом на одинокую скалу в море, называемую Petrokarava. Ветер крепкий, но от волны нас прикрывает полуостров. Ближайшим соперником оказывается “Kalymnos”, идущий под берегом. На галсе яхты развивают практически максимальную скорость, и нам удается сохранить отрыв почти до входа в пролив, ведущий на Poros. Но на лавировке тягаться с Dufour 45 нашей Gib'Sea 43 не под силу. У них угол градусов на 20-25 меньше, да и ходов поболее. Но рядом оказывается еще одна яхта нашего класса - “Avrora”. И в узком проливе, под проливным дождем, когда временами не видно собственного бака, разыгрывается дуэль за второе и третье место. Наш мокрый до нитки экипаж полон решимости не уступать. Капитан Олег Малафеев в маске для подводного плавания, чтобы дождь не заливал глаза, твердой рукой ведет яхту к победе. Уф, все-таки вывернулись и пересекли финишную линию вторыми.

Однако дождь решил, что еще рано нас отпускать и под аккомпанемент оглушительных раскатов грома и сверкание молний проводил нас до самого города Poros. Встали на якорь, выжали одежду, недобрым словом поминая того, кто на яхте не предусмотрел ни единого места для мокрых непромоканцев и обуви. Если бы на следующий день не пригрело самое настоящее летнее солнышко, досыхали бы наши кроссовки и куртки уже в Москве. Ужин в таверне под названием “Platanos” завершился спуском по водопадам бурных вод, стекающих по тротуарам и ступеням лестниц, которыми изобилуют улицы города. Еще немного, и нам потребовались бы дополнительные плавсредства, кроме наших уже промокших кроссовок и ботинок.

Прогулки по городу, лихорадочный поиск подарков родным и друзьям заняли почти весь следующий день. Оставался последний, самый длинный - 35 миль - этап гонки остров Poros – Lavrio. Стартовать решили на рассвете 9 ноября, чтобы успеть в яхт-клуб засветло и сдать яхты владельцам. Погода не предвещала ничего хорошего – низкие тучи и мелкий моросящий дождь наводили мысли о штиле и возможном отмене гонки. “Kalymnos”, абсолютный лидер, решил не принимать участия в последнем этапе и, давши старт остальным, ушел под дизелем в Lavrio. Но тут-то Эгейское море решило показать все, на что оно способно. Яхты быстро скрылись за плотной пеленой дождя, и дальше, почти до самого финиша, мы соревновались только со временем. Когда ватервейс стал уходить в воду чаще, чем раз в 40-50 секунд, пришлось взять первый риф. Но этого оказалось мало. Яхта лежала на руле и продвигалась вперед с дрейфом 10-15 градусов. Разыгравшаяся волна и ледяной дождь заставили экипаж вспомнить, что морская болезнь бывает не только на берегу у чрезмерно подгулявших матросов.

Встречное судно, которое оказалось русским сухогрузом, сообщило, что прогноз – 8-9 баллов. К этому времени мы успели зарифиться почти вглухую. И только приблизившись к берегам Аттики, когда ветер повернул на попутный, мы вступили под полные паруса. Скалы мыса Sounio встретили нас величественным зрелищем разбивающихся валов. Но нам не до красот природы. Из пелены дождя показались ближайшие соперники – “Avrora” и “Alexandra”. Неумолимо, как рок, они настигали нас, несмотря на все усилия нашего экипажа. Что-то было не так. Причина оказалось проста – кто-то из матросов случайно передвинул ручку управления дизелем на передний ход, и застопорившийся винт создал дополнительное сопротивление. Последние мили до финиша прошли в тактической борьбе с ближайшим соперником - яхтой “Avrora” с Александром Синицыным за штурвалом. “Avrora” вырвалась вперед в последние секунды у финишной черты, за что и поплатилась, оставшись принимать финиш других яхт. Ну что же, все имеет свою оборотную сторону. Это, конечно, шутка, хотя немножко обидно упустить первое место на последних метрах.

Швартуемся в гавани Lavrio и, разгоряченные последней гонкой, которая длилась менее пяти часов, не сразу осознаем, что регата закончилась, впереди только путь домой в зимние сугробы и трескучие морозы на целых шесть месяцев.

Потом было общее собрание в таверне за длинными столами, награждение победителей, много хороших и теплых слов. И хотя все уже позади, и самолет совершил посадку в аэропорту Шереметьево-2, я твердо знаю, что эта регата свою задачу выполнила – она доставила много радости людям, принимавшим в ней участие, завербовала новых приверженцев хождения под парусом и подарила много добрых воспоминаний о ласковом море, свежем ветре и гостеприимной греческой земле.

Я преднамеренно не описывал достопримечательности греческих берегов и гаваней, в которых мы стояли, не рассказывал о местных обычаях, блюдах и винах – пусть этим займутся профессиональные журналисты. Цель этого путешествия была другая – море, яхты, гонки. Вот это и состоялось.

Эфхаристо, Греция.  

Валерий Смирнов, я.к., яхта “Mykines”, ноябрь 2002 г.

(Эфхаристо – спасибо по-гречески)