Отчет о событиях c борта яхты “Veni” (Sun Odyssey 43)

План участия созревает

       После участия в ноябре 2002 в Русско-Эгейской регате на “Kalymnos” в составе экипажа А. Маркарова появилось желание снова посетить это занятное мероприятие. Мне нравятся парусные гонки, а в гонках считаю главным - обеспечение приблизительно равных технических условий участникам. Из этого проистекает готовность гоняться на любых посудинах, лишь бы друзья-конкуренты были на подобных. Такому подходу в первую очередь подходят гонки на одинаковых яхтах - монотипах. К сожалению, сегодняшняя реальность жизни для проживающего в России яхтсмена-крейсериста подобной возможности не предоставляет.
      На мой взгляд, гонки на чартерных яхтах дают неплохое приближение к гонкам монотипов, так как удается подобрать однотипные или похожие по техническим характеристикам яхты в группу. При этом примерно одинаковое состояние парусов и отсутствие специальной настройки яхт чартерной компанией.

Начало.

        Вы обращаетесь в специализированную фирму, отдаете свои кровно заработанные денежки, получаете оформленными необходимые документы и через какое-то вполне определенное время, после приземления поднимаете паруса на красавице яхте в Эгейском море.
      Так мечталось. Реальность оказалась несколько сложнее. Собрать, отдать бумаги в фирму и получить их готовыми обратно, похоже, возможно только в Москве. На северо-западе России приходится самим обращаться в консульство Греции в Санкт-Петербурге. К слову сказать, консульство весьма приветливо и корректно обращается со страждущими попасть в Грецию туристами. Правда, по телефону там иногда говорят, что необходимо личное присутствие при подаче заявления на визу, а иногда говорят, что можно использовать нотариально заверенную доверенность. Смотря как задать вопрос. При получении виз требуется предъявить оригинал авиабилета.
      Вот из-за билета все и началось. Мы забронировали в январе-феврале 6 билетов на авиарейс компании Olympic Airways и спокойно ждали начала продаж билетов. Нервозность в подготовку к регате внес перенос авиарейсов компанией Olympic Airways с 25 на 24 апреля и обратного рейса с 9 на 8 мая, что уже не вписывалось в график регаты. Оставшиеся рейсы “Аэрофлота” оказались переполнены. Видимо, у многих экипажей началось паническое бронирование билетов по всем доступным вариантам перелета. Получение виз застряло и ситуация с билетами разрешилась только за две с половиной недели до отлета. В спешке стали получать визы. Наконец за два дня до отъезда все оказались с комплектом документов и билетов. Экипаж попадал в порт отправления Лаврио раздельно по два человека в течение трех дней. Нам досталась яхта Sun Odyssey 43 с названием “Veni”.

Греция в мае.

      Первые ночевки с 24 на 25 апреля на яхте показали, что неплохо было бы захватить с собой вместо маски для подводного плавания спальный мешок или комплект теплой одежды. Ночью довольно прохладно, а толщина одеяла в лодке рассчитана на Средиземноморское лето. Купаться оказалось тоже рановато - температура воды по приборам 18 градусов по Цельсию. Дует NNOst около 16 узлов. К утру 25-го ветер стих, солнышко пригрело. Жизнь стала казаться веселей.

Приемка яхт.

      Наша яхта не принадлежит организатору чартера компании Argolis, и процесс приемки яхты и последующей сдачи утвердил в желании в следующий раз постараться иметь дело с яхтами Argolis - на них проще решать некоторые вопросы. Грек - представитель владельца, сдававший нам яхту, твердо пообещал доставить недостающие нам постельные принадлежности на место следующей стоянки. Впоследствии после звонка пообещал привезти их на остров Hydra, сказав что туда все доставить для него даже проще, чем на материк, а затем вообще пропал из поля досягаемости. Понятное дело - вся Греция празднует Пасху.
      В целом яхта в отличном состоянии, только GPS приемник показывает, что мы в Майами. Конечно, GPS-ы - чуждый нам элемент. Года два назад на Онеге главный спец по GPS-ам в команде притащил на гонку супер-прибор Furuno. Он его взял поносить на каком-то торговом судне. После того как мы в сумерках обогнули по нему буй, а сразу затем обнаружили яхты, огибающие тот же буй в нескольких милях к северу, специалист стал копаться в инструкциях и достал замечательную бумажку – АКТ. В нем штурманская команда судна выдала заключение, что данный экземпляр врет на 2 мили к северу. Тут как раз и ветер кончился. В общем как говорят: “Если ты совсем балбес – положись на GPS”. Но все-таки прибор удобный, даже нынче на гонках необходимый. В условиях, когда человек за штурвалом и штурман одно и то же, удобно, знаете, нажать кнопку на авторулевом, прыгнуть в рубку и бросить взгляд на плоттер. Проверять его периодически все же рекомендую.
      После обследования лодки не нахожу антенны, зову грека, он пытается нажимать на кнопки и затем сообщает, что вокруг летают самолеты системы АВАКС и поэтому удивляться нечему - GPS-ы не работают. У соседей на Big Blue III тоже какая-то сложность с GPS, да еще у него интерфейс на французском языке. Сообщение про АВАКС-ы как-то не успокоило и мы привлекли другого грека, который с видом знатока занимался ремонтом GPS у соседей. После привлечения его к разбирательству в функционировании прибора минут через 10 получили вердикт, что все в порядке, просто мы должны внести вручную нашу начальную позицию. Это было сделано, и чудесным образом прибор показал нас, стоящими около причала в Лаврио.       Этот замечательный метод приведения в работоспособность GPS напомнил мне классический способ определения места с использованием остановившегося хронометра в “Приключениях капитана Врунгеля”. Осознав необходимость отыскания антенны, разобрал приборную панель и в глубине монтажных проводов обнаружил примотанную изолентой антенну. Вытащил ее на палубу и прибор заработал. Ура! Нашел положение, в котором он работает за панелью приборов, правда место ищет существенно дольше. Проверил рацию – работает, правда, на 72 канале пишет, что антенна “fail”. Не считая этой электроники, все было в порядке - веревки бегают, паруса целы, мотор работает как часы, батареи заряжены и т.д.
      Судейского судна нет. На собрании капитанов решено, что старты будет давать яхта, пришедшая первой в предыдущей гонке, а затем через минуту поднимает паруса и догоняет остальных.

Гонка 1.

      Весь экипаж прибыл, распределились по местам проживания. Первая гонка до Paleo Fokaia 12 миль. Старт по программе назначен на 15:00 в ожидании приезда последней группы яхтсменов с самолета. Олег и Алексей из нашего экипажа тоже прилетают этим рейсом.       Стартовали при слабом попутном ветре и сразу стали уходить из толпы к ближайшему мыску. Чуть отъехали вперед. Затем, как это часто бывает на попутных курсах, только уезжаешь вперед, как попадаешь в какую-нибудь лужу безветрия и дожидаешься, когда с ветром приедет отставший народ. Нервное это дело. Практически брали несколько стартов снова. После огибания острова и поворота на курс NNE в финишную бухту - усиление ветра и лавировка. Кто прошел вплотную к острову, раньше получил усиление. Там явно кто-то из нашей группы.
      Кстати, греки пишут название на яхте такими маленькими буковками, что не разобрать, кто где. И на финишах тоже театр с опознаванием финиширующих - номеров нет. Стараемся не забираться под горы и в то же время использовать эффекты изменения ветра. Горок тут достаточно. Перед самым финишем приходится повоевать с “Mykines”. Вроде, добрались первыми в своей группе.
      Только встали на якорь, - вкусный ужин уже готов. Так еще не гонялись - на борту кок-профессионал. Ошвартовался, сел за стол и отлично перекусил - вот это корабельная жизнь! Завтрак, обед и ужин по расписанию. Обнаружили, что душ работает только на коротком поводке. Олег разобрался, починил. А вечером в городке на берегу празднование Пасхи. Вcе люди идут со свечками. Парусный флот тоже не подкачал – отпраздновал. В эфире “радио Kalymnos”.

Гонка 2.

      Гонка планировалась длинная - c Paleo Fokaia на Hydra, а ветра нет. Несмотря на все желание “стартануть”, принято благоразумное решение пройти часть дистанции под дизелем и при появлении устойчивого ветра дать старт. Да, перед началом регаты была договоренность не гонять по ночам, так как лодки не свои, а ночи темные. Гробить дорогую матчасть - кошелек и затем настроение лопнут, что не в духе мероприятия.
      Первые признаки ветра появились где-то в районе двенадцати, более-менее устойчиво задуло с четырнадцати часов. Старт дали от островка Tselevinia. Что-то не так со стартом. Во-первых, мы зачем-то залезли в толпу, во-вторых, стартовая “Big Blue III” панически убегает от стремящихся непременно “поХристосоваться” яхт. Убежать не удалось - Петр Шубравый на "Pella" угадал носом точно в мидель, но не насмерть.
      Старт дан! Опять полнячок: то вперед уедешь, то назад сдашь. Справа хорошо ушла вперед “Gaia”. А мы тут слева царапаемся. Ближе к финишу закисает. Справа пробирается еще и “Avrora”. Наехал и вплотную объезжает “Nikolaos”. Справа, вроде, полоса ветра, нервы кончаются, и начинаем забирать круто в правую сторону. “Nikolaos” идет прямо на финиш. Пугаемся – уходит; и поворачиваем на прежний курс, естественно, уже уверенно отстав от “Nikolaos”-а. Приходит усиление с правой стороны, но мы уже не успеваем получить от этого преимущество. Финишируем 4-ми. На берегу в горах раздается грохот, не иначе камень взрывают, решаем мы. Швартуемся третьим корпусом. К нам навешивается еще два. Якоря друг на друге.
      К этому времени нас как раз окончательно достала радиостанция. “Sailor”. Поделюсь опытом. Эта установка, как только отчаливаешь от причала, всю дорогу истошно пищит с интервалом в 10 минут. Для устранения писка приходится к ней подходить и нажимать кнопку Cancel. Люди мы спокойные. Были в первой гонке. Но к исходу второй стали нервничать. Во время писка станция на дисплее пишет – “position error”. При исследовании вопроса выяснилось, что станция соединена с бортовым компьютером и в случае нажатия на кнопочку аварийного сигнала, расположенную за трубкой под стеклышком, сама подает сигнал бедствия с координатами. Вот этот интерфейс и валяет дурака. Пришлось отключить шнурок интерфейса радиостанции с компьютером, такой тоненький шнурочек с разъемом, и пищание закончилось навсегда. Я вам этого не рекомендовал, но когда надоест нажимать кнопку Cancel, вы можете принять волевое решение. Самое интересное, что когда стоишь у причала, она в основном молчит. Не забудьте в конце мероприятия вернуть разъем на место.
      По всему городку Hydra детишки кидают петарды. Выстрелы из-за всех углов, и периодические раскаты грома от взрывов в горах. Точно как в лоции и написано - город пиратов. Традиционный ужин и экскурсия в город. Мрачный городок - от моря отгородился горами и крепостью с пушками, на набережной висит чучело повешенного. У каждого свои традиции. К вечеру грохот постепенно усиливается, становится чаще, и мы начинаем периодически подпрыгивать от раскатов грома, сидя за вечерним столом. Что за дурь? С ума они все посходили? Как здесь вообще люди живут? Юра вылезает на палубу осмотреться. “Повешенный горит”, сообщает он. Виден огонь, и на крепости у входа в гавань толпа народа кидает под основание крепости взрыв-пакеты - грохот страшный, полиция активно принимает в этом безобразии участие. Так и пришлось засыпать под грохот канонады. Что это за праздник, мы не выяснили. Предполагаем, что имитировалось освобождение города от каких-то оккупантов. Возможно, тех самых пиратов, про которых упоминала лоция.
      На следующий день гонки не запланировано, зато есть ветер. Переходим на этом же острове в спокойную бухту. Купаемся, отдыхаем от шума средневековой цивилизации. Витя наступил на морского ежа. Экипаж устраивает восхождение на ближайшую гору, вид сверху на бухту с яхтой - сюрреалистический. Названивает телефон- это альпинисты требуют снять их на видео. Какие-то фигурки на вершине машут руками. Спросонья пытаюсь что-то сделать. Пока разбираюсь с камерой, экспедиции на вершине уже нет.

Гонка 3.

      Гонка начинается традиционно. Ветра нет, едем больше полпути под дизелями. Погода прекрасная, солнышко жарит. Встречаем стайку дельфинов. Неожиданно прилетает боевой вертолет, крутится над флотилией, изображает какие-то заходы, чувствуем - не так далеко военный конфликт. Вертолет отлетает в сторону мили на 3-4, опускает в воду сонар, висит, что-то слушает некоторое время, затем улетает. Идем на дизеле дальше.
      Наконец дают старт. Очень веселый получился. Опять с убегающим стартовым судном “Hector”, только, к изумлению публики, прямо по дистанции. Так и пробежало впереди до финиша. Ветер слабенький с SSOst. Мы были ближе всех к стартовому судну и постарались не отстать. На подходе к Monemvasia лавировка вдоль бережка. Финиш в заливчике у городка. Слева полоска более сильного ветра, по ней две лодки приезжают и объезжают, одна “Kalymnos”, вторая - не понятно кто. Заход на финиш между двух гор - замечательная ветровая тень. Лодки еле ползут. Справа накатывает “Nikolaos”, ползем туда, пытаемся не пропустить. С трудом удается. Финишируем, как оказалось, вторыми, одна из яхт, прошедших слева, была “Gaia”.
      Стоим у бетонного пирса в северной бухте. Со стоянки вид на городок, и на востоке - скала, похожая на пень. От городка к скале мостик и дорога. У подножия скалы таверна. Часто ездят машины. Решаем, что местные жители большие любители посидеть в таверне. После традиционного ужина идем на осмотр городка. Типичный греческий прибрежный городок - одна- две улицы параллельно берегу с магазинами, явно расчитаны на туристов, и в глубине жилые кварталы. Где покупают необходимые для жизни вещи местные жители, нам не понятно, неужели в этих лавках с сувенирами.
      Олег не поленился совершить пешую прогулку по дороге на другую сторону скалы. Вернулся, лишившись дара речи. “Это все, мужики, должны увидеть сами. Больше ничего не скажу” - заявил он. Экипаж заинтригован. Что же должны увидеть МУЖИКИ? Вечером после ужина отправились в поход. Обошли скалу. Со стороны моря по склону на вершину скалы забирается невысокая крепостная стена. Подходим к воротам - ничего особенного. Проходим ворота, и внезапно оказываемся на центральной улице действующего средневекового городка. Эффект потрясающий. Рекомендую посетить первый раз именно вечером. Освещение придает особую красоту. Походили, посидели в кафе.
      Вернулись с кучей впечатлений. Наутро повторили поход в средневековый город, оказалось, что на вершине скалы расположился еще один город, в котором, видимо, скрывались в случае нападения жители нижнего городка. Судя по всему, осаду на вершине можно было выдерживать очень продолжительное время. Подъемы трудны и защищены оборонительными сооружениями, на горе есть пастбища и поля, здания - емкости для сбора дождевой воды.
      На пирс приходил человек из порт-полиции: просил освободить стенку до двух часов - придет швартоваться “Комета”. Отошли от берега, обошли скалу, искупались и на прощанье еще посмотрели на городок со стороны моря.
      Переход на дизеле в бухту Ieraka – это такая “шхера” с гротом в скале и комариным лиманом в глубине. Рыба там обнаглела. Плавники показываются из воды то тут, то там. Мы стоим на якоре около грота. Съездили на резинке на лиман, погонялись за рыбой с веслом. Решили, что это тунец. Познания наши о морской рыбе ничтожны. Посетили небольшой грот со сталактитами. Часть яхт у причала в деревне. К вечеру на берегу началось - Греческое празднование “1 мая”. С гимнами и демонстрацией на причале.

Гонка 4.

      Наконец принято правильное решение - дать старт попозже с учетом установившейся тенденции к появлению ветра только с обеда. Благодарим экипаж “Afroditi”, которая взялась стать на оставшиеся гонки судейским судном. Стало больше порядка, особенно на старте.
      Маршрут от Ierak-и до Plaka Leonidhion. Ветер слабенький с SSOst опять попутный.
Кто-то пытается стартовать у самого берега. Мы берем старт от судейского судна и бодренько рулим бакштагами по дистанции. Вроде бы держимся впереди. На подходе к мысу перед финишем ветер немного усиливается, и нас потихоньку обгоняют 45-е Dufour-ы. На мысу усиление ветра, пытаемся его использовать, естественно, сразу за мысом садимся в штилевую лужу, да так, что яхтам в 30 метрах справа хватает ходу проткнуть лужу, а мы в ней застреваем. Медленно движемся вперед и вправо. Справа приезжает и потихоньку обходит “Nikolaos”, тоже встает. Еще дальше справа приезжает “Avrora” и объезжает нас с “Nikolaos”-ом по большой дуге. Чуть подуло, - медленно и печально финишируем. После нас вообще все стихло, и лодки еще долго добирались до финиша. Мы - третьи.
      Вечером танцы. На утро экскурсия в монастырь “Святой Элоны” - это плачущая икона.
Второй день экипаж танцует. К четырем утра Юрию удается собрать танцоров в яхту. Думаю, гоняться завтра будем вдвоем с Олегом.

Гонка 5.

      Не спавший экипаж прикладывает титанические усилия для выхода в море.
Маршрут от Plaka Leonidhion до маяка на западной стороне острова Spetse. Ветер слабый SOst. Флот разделился. Часть лодок пытается стартовать ближе к берегу, часть в море у “Афродиты”. Перед самым стартом ветер у берега затихает, кто-то летит полным ходом на дизеле к нашей стороне стартовой линии, а до старта меньше пяти минут. Кстати, стартовая процедура транслируется только по радио и нелишне иметь в экипаже специального радиста, способного громко передать сообщение на палубу. Штилевая гонка. Ветерок дует пятнами. Рулю от одного пятнышка к другому. Слава все время работает с парусами. Стараемся поддерживать максимальную скорость. Перед заходом на финишную линию приходит усиление ветра, короткая лавировка, и после финиша дует ветер около 6-7 узлов. Финишировали первыми в группе.
      После финиша лодки разбежались кто куда. Мы направились в бухту на северо-западной оконечности острова, перекусили, искупались и решили сходить посмотреть Porto-Heli - это городок покрупнее тех, где мы были до сих пор. По сообщению лоции - в 60-х там был построен аэродром сил НАТО, возможно, в результате этого городок вырос. Много гостиниц и несколько точек проката различных средств передвижения по воде. Стоим у причальной стенки города до 22 часов. Затем из спортивного интереса совершаем ночной переход на Spetsai. Темнота. Знаков на воде нет - большие глубины. Зато береговые огни и знаки все работают. Ярко светятся поселения, горы высоки, ориентироваться достаточно легко.
       Кстати, карта на чарт-плоттере GPS в районе Spetsai и Hydra не точна и часто место судна показывает на берегу островов, почти в миле от действительного места судна. Корректировка delta-position, приведенная на карте, в GPS введена, но ситуацию не исправляет.
      Днем гуляем по острову, затем переходим в сам город Spetsai. После исследования возможностей швартовки решаем пройти в глубь старой гавани. Нам повезло. Какой-то человек призывно машет руками, приглашая отшвартоваться в промежутке между катерами. Швартуемся, раскладываем стол на палубе. Виктор мечет одно блюдо за другим на стол. Наблюдаем недоуменное выражение лиц в таверне напротив. Оказывается, со швартовкой подсуетился человек из таверны, видимо, в надежде, что голодный экипаж тут же ее посетит.

Гонка 6.

      Маршрут от Spetsai к Tselevinia. Ветер NNW около 4-5 узлов. Старт между “Афродитой” и входным маяком бухты города в направлении NOst. Стартуем у “Афродиты” и сразу стараемся отскочить в сторону от толпы. Идем, вроде, неплохо впереди своей группы. Чуть стихает, и ветер меняется на S. Начинается лавировка. Впереди предстоит проход между двумя островами-горами. Достает “Gaia”, идущая ближе к S, закладываем галс чуть дальше вправо, упускаем “Gaia”-у, подъезжает “Avrora”. Вспоминая предыдущие провалы под горами, шарахаемся в левую сторону, опасаясь зависнуть под горой, закрывающей южный ветер. И напрасно - как раз под той горой полоса ветра. По полосе яхты проходят и уходят. Мы еле скребемся у левой подветренной горы. Отстали здорово. Видно, что яхты, ушедшие вперед, получают сильный ветер и идут с приличным креном. Но к нам ветер, похоже, идти не собирается. Приходится вылезать направо и догонять.
      Пришел сильный ветер с NOst, лавируемся, пытаясь хотя бы сократить отставание. Ветер довольно забавный, есть над чем подумать. Вылез незашплинтованный палец, и усилие оттяжки гика приложилось к одному уху крепления. Ухо отломилось. Под левым берегом отход, считая от паруса, но периодические ослабления ветра. Под правым дует стабильнее. Чуть нагнали флот. Пришли последними в своей группе. Кто будет первым? Интрига крепчает. Без выброса гонок “Gaia” убежала вперед на 2 очка, и с “Авророй” у нас стало поровну.
      После гонки стоять около Tselevinia при сильном ветре некомфортно. Уходим в Poros.

Гонка 7.

      Сильный ветер с NOstN . Старт между о. Modhi и Афродитой. Дистанцию чуть укоротили, идем к храму Посейдона. По курсу получается полный бейдевинд левого галса. Стартовую линию поставили чуть с перекосом. Сторона у острова под ветром, но чуть ближе по дистанции. Большинство лодок стартует ближе к наветренной стороне. С подветра мы и “Аврора”. Разгоняемся с бакштага на галфвинд, приводимся и с полным ходом вылетаем со старта. Места полно.
      Идем на чистом ветру, лодкам сзади приходится учитывать маневры соседей. Через два часа ветер начинает крепчать, волна небольшая - не успевает разогнаться – около 1- 1,5 метра. Ветер еще крепчает, стабильно дует 36 узлов, на усилениях - 40. Приходится брать рифы - крутить закрутки. Догоняют два 45-х Дюфура. На подходе к наветренному берегу начинается свистопляска с порывами. То возьмешь рифы, то отдашь. Лебедочки для 14 метровой лодки небольшие. Нагрузки на шкотах и закрутках хорошие.
      Энтузиазм потихоньку приобретает автоматический характер, явно начинаем сдавать. Лавировка перед самым финишем напоминает езду на необъезженном жеребце - из-за порывов, слетающих с гор, ощущение такое, что угол лавировки больше 100 градусов. Все же добрались первыми в группе. Стоянка у мыса Sounio беспокойная - сильный ветер водит яхты, стоящие на одном якоре, и часто срывает с якорей. Отдыхаем, смотрим, как финишируют коллеги. Вячеслав так надергался веревок, что пальцы не сжимаются. В результате уплыл слабо привязанный кранец.
      Дальше произошло какое-то недоразумение. Сижу в каюте, с палубы доклад: уплыл кранец, его подобрал какой-то грек на резинке. У нас проблема. Есть резиновая лодка, но как кончилось горючее, мы прозевали. На веслах переправляться боязно, может унести в море. Тем временем грек положил кранец в лодку и ушел. Кранец жалко. Пришлось рискнуть и сплавать за кранцем на веслах. Алексей бодро загребает. Подплываем к лодке, рядом никого, ждать недосуг, забираем кранец и довольные возвращаемся назад. Продолжаем трапезу. Тут начинается активный радиообмен. Кажется, что с какой-то из яхт добрый человек на резиновой лодке поплыл, вероятно, за нашим кранцем, а весел не взял. У берега бензин закончился. И теперь он на берегу предпринимает попытки добраться до родной яхты. Представляете, мы приплыли, схватили кранец и уплыли, а он искал способ переправиться на яхту с берега. Дальше разворачивалась спасательная операция, так как резинку с человеком, пытавшимся добраться до яхты, несло в сторону моря.

Финал.

      Так и не удалось посетить храм Посейдона. Из-за штормового ветра последнюю гонку отменили. К вечеру перешли в Лаврио. На переходе туча соленых брызг.
      Внезапно появившийся свободный день решено использовать на посещение Акрополя в Афинах. Посетили. Побродили по древностям. Кругом все в строительных лесах. Городок в Monemvasia произвел большее впечатление.
      8 мая с утра уехали Олег и Виктор. Мы остались без кока. Пошли в таверну. После Витиной кухни местная пища потребляется неохотно. Небольшая суматоха со сдачей яхт. Пришлось расплатиться за развалившуюся оттяжку гика. К вечеру жизнь плавно перетекла в прощание с Грецией и остающейся да следующего авиарейса частью экипажа. В 23 часа подошел автобус до аэропорта. В салоне автобуса был задан вопрос - “Кто способен всех сосчитать?”. Ответа не последовало - люди тяжело переживали расставание с регатой.

Александров Валерий,       май-июнь 2003