|
Эгей, регата!
Русско-Эгейская регата – это любительские парусные гонки с той "лишь"
разницей, что отдых в них поставлен на первое место, а спорт – на
последнее. История мероприятия проста и уходит корнями в начало нынешнего
века. Моряки с Москвы реки решили добавить к традиционным календарным
гонкам просто человеческий отдых на воде, причём тёплой и солёной.
Не успела высохнуть
типографская краска на дипломах второй регаты, как водоплавающий народ
начал делить яхты на весну 2003. Уже в начале декабря я обнародовал
типы предлагаемых яхт длиной 37-45 футов, разбив их на три зачётные
группы, и двухнедельную программу с 25 апреля по 9 мая.
Центром кристаллизации явились яхты Dufour 45 – их в Греции (по словам греков) всего 5 штук,
но только одна имеет гоночный киль и, соответственно, осадку 2.35м.
Звать ее Kalymnos – победитель второй регаты. Простое решение неравенства
– разыграть имена яхт среди претендентов, родилось как всегда в бане.
Придумано – сделано. Самые инициативные "гонялы": Иван Янклович,
Петр Шубравый, Геннадий Лаврентьев, Илья Тыртышников, Александр Маркаров
(виртуально – приехать не смог, согласен на остаточный принцип) собрались
зимним вечером у Мартынова в "ОКНО-ТВ" и тривиально потянули
из шапки, хитро подсунутой Иваном, бумажки с названиями яхт. Это потом
выяснилось, что есть и шестая яхта, и длинный киль не у единственной.
Ну, да мы знаем греков, поэтому удивлялись потом не сильно.
В группу к Dufour 45 включил и новые Elan 45 в количестве пяти штук, которые греки обещали
пригнать из Словении в феврале. Реально смогли использовать только
две – остальным не приготовили бумаги. В дальнейшем в эту группу вошли
две Ocean Star 51.1 греческого поизводства. Во вторую группу
вошли Gib'Sea 43 и Sun Odyssey 43, а уже на месте включили туда и
Elan 40 с командой из Питера. В третью группу выделил Sun Odyssey
37. Но она так и не родилась – никто не решился "распечатать" класс "малышей".
Вторая традиционная часть регаты – перелет в теплую Элладу. Здесь, как обычно, трудности
начали нарастать как снежный ком. С самого начала определили нашу
потребность в 80-100 мест, а это практически весь экономкласс Ту154.
Не без "помощи" бывшего нашего яхтсмена проблема разрослась
и закучерявилась. На этот раз разруливать взялась Наталья Егорова
из Altero-Travels. И ей это удалось, несмотря на дополнительные трудности,
связанные со снятием греческим Olympic Airways рейса 25 апреля и автоматической
пересадкой пассажиров на рейс 24. И опять сработала наша человеческая
неорганизованность – покупать билеты поздно, но дорого и с кучей проблем
предпочли очень многие. А те, кто откликнулся на призыв покупать дешевые
билеты еще в феврале, спокойно дожидались даты вылета.
И вот светлые дни пришли: первая группа вылетела 24 апреля греческим олимпиком. Вечером
уже пошли звонки с просьбой привезти свитер – совсем не жарко вечером
в теплой Греции. А утром двадцать пятого аэропорт Шереметьево-2 стал
заполняться основной группой участников регаты, заходящих с улицы
с нулевой температурой. Половина аэроплана было наших людей, весело
отмечающих встречу после зимы. Группу уже встречал огромный двухэтажный
автобус. В этот раз доехали без потерь. Через сорок минут езды по
солнечной сухой погоде прибыли в Лаврио, где весь пирс оказался забит
нашими яхтами, и встречают нас свои же люди, уже успевшие обжиться
на них. Здесь-то и выяснилось, что вместо обещанной Elizabeta Elan
45 Платонову и компании пригнали Dufour 45 Big Blue I. Все остальное совпало.
В итоге народ собрался из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Самары, Казани, Перми
на 16 яхтах размером 40-51 футов. Среди участников более десятка –
мастера спорта по парусу, а около половины – новички на яхтах.
Суета по приемке яхт уже привычная, народ тертый, и зимний инструктаж не прошел даром.
В основном все понимают, на что обратить внимание и что не упустить,
дабы не было проблем в дальнейшем. И все-таки общее впечатление: зимний
ремонт проведен на яхтах не лучшим образом. Греки оправдывались жутко
мокрой и холодной зимой (эллингов у них нет).
Солнечное теплое утро 26 апреля. Собрание капитанов утвердило процедуру стартов-финишей:
старт очередной гонки дает победитель предшествующей. Александр Маркаров
(Big Blue III) – победитель прошлой регаты, отказался давать первый
старт в отсутствие форы во времени. Петр Шубравый (Pella) добровольно
взял эту миссию на себя. Продолжение подготовки яхт в ожидании народа
с третьего аэроплана. Наша публика вняла просьбам организованно загрузиться
в автобус – и уже в половине второго выгружалась на пирс. Так
что старт первой гонки Pella дала вовремя, несмотря на то, что три яхты на старт всё-таки слегка опоздали.
Гонка №1 Lavrio – Paleo Fokea
Стартовали практически без ветра, так без ветра и прошли до залива Anavissou. Некоторым яхтам
даже пришлось подбирать дизель-шкот, дабы не навалило течением на
остров. Уже на виду финиша начали появляться бризовые полоски, в которых
и финишировали. Первым встала на финиш Big Blue III, следом Hector, Kalymnos…
Встали на якорях на виду города. Народ основательно подготовился к встрече Светлого Воскресения
Христова – привезли с собой за три тысячи километров куличи и крашеные
яйца. Самые любознательные приняли участие в крестном ходе по городу.
Остальные "засоряли" эфир на 72 канале и христосовались виртуально по радио всю ночь.
Гонка №2 Paleo Fokea – Hydra
Вышли на старт, отметив Пасху битьем яиц под колокольный перезвон. Ничто не помогло – ветра
нет совсем. Принимаем решение, которое оказалось знаковым и будет
использоваться в дальнейшем: пока стоит полный штиль, пошли стаей
под дизель-шкотами по генкурсу в ожидании ветра. Мы на Kalymnos'е
не теряем время даром: принимаем зелена вина за Светлое Воскресение
и за ветер, и попутно оттачиваем мастерство в домино – предстоит регатный
турнир. При появлении ряби пробовали ставить паруса и прикидывали
время, за которое могли бы пройти оставшуюся дистанцию. Задача – финишировать на Идре засветло.
Так дошли до маяка Tselevinia, откуда и дали старт на оставшиеся 8 миль. Гонка так и получилась штилевой,
вся на раздачах. Но финишировали довольно плотно вслед за Hector'ом,
"зависшем" у входа в бухту для приема финиша. Вскоре уже
все стояли у пирсов в четыре или даже пять пыжей. Тут и пришел крик
о помощи с Гектора: "кто-то стащил винт на стоянке. Но это их
не пугает…"(М.М.Жванецкий). Они действительно лишились винта!
"Первый голубой" Сергеев буксировал лидера на финише сначала от дрейфа на камни, а потом и в марину.
Город Идра, расположенный в живописной бухте, был украшен разве что цветущими деревьями и нарядно
одетыми людьми. Пасхальные гуляния развернулись вечером на входе в
бухту и заключались в непрерывном грохоте петард и вспышках фейерверка.
Местные жители и гости острова тем не менее не разбегались, а стояли
плотной толпой в ожидании… Кульминацией действа стало сожжение чучела.
Но это была не Масленица. Греки, оказывается, на Пасху жгут Иуду.
Таверна под крышей из цветущих лиан и живой музыкой оказалась без оной – на Пасху музыканты
уехали по своим домам на дальние кордоны. Но все равно ужин получился
веселый и шумный. Следующий день – "отдых". Посиделки в
кафешках на площади, разглядывание города и монастырей. После обеда
переход с купанием на другую сторону острова. Отметили полувековой
юбилей рулевого Валерия Смирнова с "Бледного рыцаря" (White Knight).
Гонка №3 Hydra – Monemvasia
Опять стартовали под моторами в направлении на финиш – почти самый юг Пелопоннеса.
Часов в одиннадцать потянул легкий ветерок. После нескольких прикидок
решили начинать стартовую процедуру, давая старт в открытом море за
лидером. Старт скомкали и дали совершенно неверно, но треп по радио:
"наплевать, давайте идти пока что-то дует". Запросил регату:
есть ли кто-то против этого, с позволения сказать, старта. Голосов
против не прозвучало. Принято решение: старт дан, гонка началась.
При входе в северный залив Monemvasia – полуострова-шляпы, лежащей на воде, попали в штилевой
мешок. И опять раздача – потянул вечерний бризок из-за острова, и
кто первый поймал его, быстро уходил к финишу, который определил опять
Hector, так и не упустивший лидерства после своего выгодного старта.
Да еще и без винта в штиль! Мы радовались за их успех: на яхте в качестве
юнг – детская группа в составе трех барышень и юноши со средним возрастом 8.5 лет.
Хорошо встали к пустому пирсу: все шестнадцать яхт в ряд с развевающимися российскими триколорами
– "русские пришли!" За державу не обидно. Притащили на буксире
с финиша Hector, здесь его уже ждет дедок – владелец яхты с запасным
винтом и крепежом. Игорь Пискунов долго нырял и установил винт. Наверное,
грек по-гречески говорил: "Пасть порву", чтобы дольше сидел
под водой, но как-то очень ласково, с улыбкой. Но коньяку для сугреву, змей, не поднес.
Не обошлось без чудес:
после финиша нашлись-таки недовольные стартом и требовавшие аннулировать
результаты гонки. Голосование капитанов постановило: гонку признать состоявшейся.
Утро свободного дня. С места стоянки старый город, ради осмотра которого шли сюда, совсем
не виден, и кажется, что "шляпа" необитаема. Публику пришлось
буквально загонять на гору. Те, кто вняли убеждениям и все-таки поднялись,
получили массу острых и необычных для Греции впечатлений и от средневекового
города на склоне "шляпы" с уютными кафешками, музеем, византийскими
храмами, магазинами и от захватывающих дух видов с вершины от подножия
храма. Неленивые слазили в храм на вершине, несмотря на лихую жару.
Испив пивка и докупив в городе провизию, стали сниматься с якорей
для фотографирования старого города с моря и перехода на ночевку в
узкую закрытую бухту Gerakas со своей достопримечательностью – карстовым
гротом. Самая южная точка маршрута позади, идем на север.
Вскоре красивая бухта Gerakas была заполнена яхтами регаты. Кто-то ошвартовался к пирсу, остальные
разбрелись по бухте, встав на якоря. Казалось, люди устали, пресыщенные
впечатлениями дня, ан, нет – лодки-резинки сновали в грот и обратно
до темноты (попасть в него можно только с моря). А сталактиты со сталагмитами
оказались расцвечены в зелено-бурых пастельных тонах – красиво.
Вечером в таверне разгорелись
споры и страсти по поводу использования спинакер-гиков. Компания с
одной из трех яхт, на которых были спинакер-гики, подняла бузу, доказывая
бестолковым собеседникам, что спинакер-гик – это вовсе не то, что
все знают, а вовсе даже другое. Как и следует из аксиомы, спор ни
к чему не привел – все остались при своих.
Утро 1 мая началось не с привычного уже "Доброе утро, регата!", а с социалистических
маршей по рации в оригинальном исполнении участников и призывов всем
построиться в колонны на пирсе и провести маёвку. Кто смог – откликнулся.
Водрузив на швабры рекламные транспаранты, в колонне по одному с руками
за спину демонстранты маршировали по пирсу, выкрикивая лозунги и обрывки
полузабытых песен. Получилось весело, и это настроение передалось
старту. Команда Afroditi (рулевой – Наталья Щербинина) предложила
себя в качестве яхты на старте-финише, благо размеры и уникальный
синий окрас выделяли ее на общем фоне.
Гонка №4 Gerakas – Plaka (Leonidio)
Уже традиционно стартанули
под моторами, а к двенадцати, когда потянул ветерок, воду морщил,
рябил, – дали старт. Но рябило совсем недолго. Опять закисон. По рации
разгорелся спор с "третьими голубыми" (Big Blue III) о запрете
применения спинакер-гика – продолжение вчерашних баталий. Измученные
штилем "туристы", дувшие во все легкие в паруса, свистевшие
разбойниками, призывая Эола на помощь, наконец, просто державшие паруса
руками не один час и умолявшие: "Ну, лодочка, иди же" вползали
под высокий берег Plaka. Первая группа успела финишировать на очередном
дуновении, а вторая потом час ждала следующего. "Афродита"
мужественно жарилась на солнышке, принимая финиш более двух часов.
"Первые голубые" подали официальный протест на "Третьих"
– это впервые за историю регатного движения.
Утро началось с собрания капитанов. Протест Михаила Сергеева был удовлетворен – Big Blue III
была дисквалифицирована за использование запрещенного спинакер-гика.
Всем сообществом поехали искать умиротворения в монастырь Элонис,
прилепившийся к скалам, как ласточкино гнездо, высоко в горах. И сам
монастырь и дорога к нему, причудливо петляющая по краю ущелья вдоль
реки Дафнон, производят неизгладимое впечатление. А греческий водила
на большом автобусе и мы вместе с ним сильно смахивали на камикадзе.
Самые неугомонные взяли машины в аренду и забрались еще выше, до самых
снегов пелопоннесского горного хребта Парнон.
Остаток дня провели в таверне у Яниса в турнирах по настольным играм. Но довести чемпионат
до конца не хватило времени, оставили на потом.
Гонка №5 Plaka – Spetse
Старт уже привычно штилевой, но круто к ветру, и только к финишу раздул хороший бриз,
впервые с начала регаты. Финишировали с настоящими ходами, причем
первая тройка состояла из голубых, финишировавших в соответствии с
величиной номеров: Big BlueI, Big BlueII, Big BlueIII. Часть яхт решила
сменить место запланированной ночной стоянки, опасаясь, что дутье
пришло надолго и в западной гавани может стать неуютно. Однако вечер выдался спокойным, как обычно.
Самый итальянский из греческих островов Спеце (Spetse) странным образом повлиял на участников:
кто-то в свободный день успел сгонять на север в Нафплион (Nafplio)
и Микены, кто-то на восток на Порос (сто верст – не крюк для быстроходной
"моторной" яхты), кто-то в Порто-Хели, дабы пополнить запасы воды – организованности не наблюдалось.
Гонка №6 Spetse – Tselevinia
Утро встретило свежим бризом. Народ с разных сторон моря бодро подтягивался к месту старта.
На свежем ветру Afroditi слегка ползла на якоре на большой глубине.
Я не учел этого, и Kalymnos пронесся на корпус на фальстарт. Пришлось
пропустить всех и раскрутиться на 360 градусов. После этого кинулись
догонять регату. Ветер скисал на глазах. Снова раздачи в тени острова
Dokos. Зато получившие за островом свежий ветерок быстро уходили от
оставшихся барахтаться в проливе. На финиш шли в лавировку. Первым
вновь Лаврентьев, вторым – Сергеев, третьим – Максим Багарадников
– "открытие сезона" – он явно раскатился и идет все лучше от гонки к гонке.
На свежем ветру Afroditi принимала финиш, дрейфуя под островом. Перспектива
стоянки ночью в такой ветер показалась народу безрадостной, и все решили идти в закрытую гавань на Порос.
Гонка №7 Poros – Sounion
Тихое летнее утро не предвещало ветра. Но когда вышли из узкого пролива на старт, почувствовали,
что наконец-то ветер пришел, и гонка состоится по полной программе.
И действительно, вскоре начали рифить паруса – ветер перевалил 6 баллов
от норда, но волна небольшая – от берега не успела разгуляться. Дальше – больше.
Раздувать продолжает, и на яхтах берут вторые рифы, а вскоре и третьих
кажется многовато – на шквалах фиксировали до 40 узлов. Начались проблемы
с матчастью: у "Первого голубого" тривиально порвался ветхий
стаксель-шкот, у "Маши-Х" сломался слабенький блок закрутки
генуи, а вот у "Бледного рыцаря" всерьез порвался форштаг
у верхней оковки и гонку пришлось продолжать под мотором.
Надо отдать должное всем новичкам (уже не совсем чайникам) –
никто не дрогнул и все финишировали под парусами под величественными
колоннами храма Посейдона, стоящего на утесе, с которого сиганул от
печали отец Эгей. Теперь мы имеем честь бороздить Эгейское море. А
вот стоянка после финиша в стекающих с берега шквальных потоках показалась многим недостойной
– яхты так сильно водит на якорях, что нормального общения не получится.
Да и сна тоже. Начались дебаты по радио между экипажами. Часть яхт
готова двинуться против ветра в Лаврио, часть – готова стоять ночь
насмерть, чтобы с утра стартовать. На правах главного судьи принимаю решение:
учитывая метеопрогноз и состав участников в нашей отдыхательной регате,
перенести старт заключительной гонки в район входных маяков порта
Лаврио. Право выбора места ночевки остается за капитанами. Снявшиеся
с якорей дошли плотной группой под моторами (контролируя друг друга
на всякий случай) в Лаврио засветло.
Утро 7 мая. Ветер,
свистевший всю ночь, стихать не собирается. По условиям контракта: чартерным яхтам выход из гавани при ветре более
6 баллов не разрешается. А сейчас дует 8. Объявляю решение об отмене
гонки №8.
Освободившийся день заполнили экскурсией в Афины, заказав большой автобус и русскоговорящего
гида. А вечером в таверне устроили награждение всех участников регаты.
В группе 45-51 фут первое место и переходящий кубок регаты – у Геннадия
Лаврентьева на Hector, второе – у Михаила Сергеева на Big Blue I,
третье – у Александра Маркарова на Big Blue III.
В "младшей" группе 40-43 фута первое место у Валерия Александрова на Veni, второе
поделили Владимир Каткасов на Gaia и Сергей Потапкин на Avrora. Все участники
получили памятные дипломы регаты, включая самого младшего участника
– юнгу с Авроры Гошу Синицына (2 года 9 месяцев). А старейшиной регаты
был назначен доктор Леонид Калинкин 65 лет – яхта Big Blue I.
При организации регаты была предусмотрена возможность
получения международного сертификата "Offshore Sailing Club", подтверждающего квалификацию
участников. Практический курс молодого бойца был сдан в море в ходе
регаты, теоретический экзамен прошел по окончании организованно и
поэтому быстро. Выдержавшие экзамен, получат членские карточки в Москве
в ближайшие дни. На этом же собрании-ужине поступили предложения о
продолжении праздника – "Даешь очередную осеннюю регату!"
Май 2003. Александр Синицын, организатор и главный судья регаты, а также
прильнувшая к нему Алёна и набегами Гоша.
К появлению фотографий приложили руки: авторы текста, Константин Пустовойт,
Наталья Павловская, Александр Клевцов, Андрей Малахов, Валерий Смирнов, Инна Крымова
|
|
Прилетели…
Не забыть багаж
После голодной зимы
Штиль
Нет больше мóчи выносить всё это!
Потянул ветерок!
Грот в Геракас
Основные гонщики
Нырнул красавец
Слезами не поможешь…
Регата у пирса Монемваси
У старого города Монемваси
Хороший старт
На дальних горах ещё снег
Не ленивые даже снег потрогали
А у нас тепло
Монастырь Св.Элоны
Задуло!!!
Мужики за мужскими делами
Поехали!
Первый голубой с чужим юнгой
Обсуждение результатов
|