Отчет о событиях c борта яхты-участницы

        Не успела в ноябре 2003 года закончиться Четвертая Русско-Эгейская регата, как началась активная подготовка к проведению очередной Пятой в мае 2004 года. Ни у кого из участников не возникало сомнений, главное - не пропустить это занятное мероприятие. Парусные гонки на чартерных яхтах дают возможность подобрать группу из похожих по техническим характеристикам яхт, а примерно одинаковое состояние парусов, корпусов и отсутствие специального гоночного оборудования, позволяет не углубляться в спортивный экстрим и организовать активный отдых на воде, совместив приятное с полезным.

Начало.

        Выбрав яхту, скомплектовав экипаж, выкупив авиабилеты и получив въездную визу в Грецию, участники регаты стали прибывать в порт Лаврио (в 60-ти километрах от Афин) 27 апреля, а их набралось, ни много ни мало – почти 150 человек на двадцать две яхты. В этом году Греция встретила россиян не слишком приветливо – температура воздуха не более 22 градусов по Цельсию, температура воды – только 17, небо закрыто облаками, но никто особенно на августовскую жару и не рассчитывал. Распаковав багаж и утеплившись, капитаны начали долгую и нудную процедуру приемки яхт. Хотя для большинства яхт это первый выход в море, после зимнего техобслуживания, но как правило на борту всегда чего-то и не все оборудование работает, поэтому лучше проверить все на берегу, чем потом чего-то искать в море. Поэтому опытные участники постарались спланировать свое прибытие в порт, имея один-два дня в запасе до начала гонки.
        Яхты, предоставленные организатором чартера греческой компанией Argolis, представляли собой достаточно удачные и комфортабельные как для парусных гонок, так и для отдых на море французские, словенские и греческие проекты. Класс «А» (45-52 фута длиной) был скомплектован их французских яхт “Dufour 45”, “Sun Odyssey 45.1”, “Sun Odyssey 45.2”, “Sun Odyssey 52.2”, словенских “Elan 45” и греческих “Ocean Star 51.2” 1996-2004 года выпуска. «Малыши» из класса «В» представляли только французские верфи – “Gib’Sea 37”,“Gib’Sea 43”, “Sun Odyssey 34.2”, “Sun Odyssey 37”, “Sun Odyssey 43DS” более свежих годов – 2000 – 2004. По причине отсутствия судейского судна, на собрании капитанов решено, что, как обычно, старты будет давать яхта, пришедшая первой в предыдущей гонке, а затем через минуту поднимает паруса и догоняет остальных.

Гонка 1.

        Все экипажи прибыли, распределились по местам проживания. Первая гонка из Lavrio до Agios Nikolaos протяженностью 42 мили. Старт по программе назначен на 10:00, поскольку путь не близкий, а в случае слабого ветра, грозит не уложиться в рамках солнечного дня. Стартовали при слабом попутном ветре. Греки на прощание решили порадовать нас погодой – чистое небо, солнце начало припекать, но самое главное - ветра, почти нет. Пройдя за пять часов всего около десяти миль, капитан регаты принял тяжелое решение считать гонку тренировочной и на моторах, полным ходом, чтобы успеть до заката, идти к месту ночной стоянки. Тем более что ночевка запланирована в дикой бухте с выездом на берег на шашлыки. Добрались одновременно большой толпой, встали на якоря борт к борту, стянулись швартовыми – получилась «маленькая Венеция» у греческого острова Идра под российским флагом. Первый день прошел не плохо – никто ни из новичков, ни из детей не испытали дискомфорта по причине пресловутой «морской

Гонка 2.

        Ночь прошла тихо и спокойно. Прогноз обещал ветер 4-5 балов, не много. Но до порта Kiladia всего 25 миль. Стартовали как обычно – рано, в куче и в штиле. Поболтавшись немного на месте, стали уходить в море, в надежде найти ветер. К двенадцати часам понемногу раздуло, началась нервная лавировка: уезжаешь вперед, огибаешь лужи безветрия и пытаешься следовать генеральному курсу. Войдя в пролив между островом Специя и материком, начали постепенно закисать. «Большие» успели проскочить это злополучное место и весь удар штиля приняли на себя «малыши». Капитан регаты, чувствуя, что «дело пахнет керосином», перенес финиш на пять миль ближе, но уже в начале седьмого вечера капитаны были поставлены перед выбором: либо стоять ждать ветра и финишировать ночью, либо сворачивать паруса, включать двигатели и выходить из, не рискуя экипажами и чужой дорогой матчастью, тем более что для того чтобы зайти в гавань необходимо пройти по не очень широкому каналу глубиной пять метров, ориентируясь по маякам. Четверо капитанов приняли тяжелое решение, но как выяснилось не без основания. Последний финиш был принят в 22.20 в полной темноте и при проходе через канал одна лодка села на мель. Хорошо что были не одни: завели трос с другой яхты, сдернули и к 23.30 все лодки отшвартовались в порту. Традиционный ужин в небольшом греческом рыбацком городке: барабунья, кальмары, осминоги, домашее вино и, конечно, греческий салат.

Гонка 3.

        На сегодня дистанция небольшая – всего семь миль. Даже при слабом непопутном ветре есть все шансы, избежав экстремальных ситуаций, всем дойти до финиша. Покинув гостеприимный порт, через милю встаем на якоря чтобы на лодках сойти на берег и посетить пещеру, где греческие археологи нашли скелет своего самого древнего предка. Туристы вооружившись фотоаппаратами и видеокамерами начали пробираться по узкой тропе через кустарник и вскоре скрылись на берегу. Моржи обоих полов устроили купание. Капитаны начали подготовку к гонке, матросы, вооружившись ведрами и швабрами – драить палубы. Через три часа дают старт. Очень веселый получился. Те, кто со старта ушел в море, нашли хороший попутный ветер и почти на одном дошли до финиша. Немного заставил понервничать лидеров, за три мили до финиша, большой остров по левому бору, закрыв ветер: отвратительно ползти еле-еле по почти штилевым пятнам, видя, как тебя догоняет большая группа, пользующаяся хорошим ветром открытого моря, но и они не избегли участи болтания с провисшими парусами. Финиш в проливе между двух скал у небольшого туристического городка Tolo. Дальше все по отработанному алгоритму: «Русская Венеция», шашлыки, несколько экипажей идут на яхтах в город: гонка была не сложной, на завтра запланирован отдых и в Tolo – греков очень мало, туристов очень много, так что дискотеки развлекают народ до утра, не особо нарушая сон местных жителей.
        С утра пораньше яхты, ведомые капитанами и самыми стойкими из экипажей, начали шестимильный переход под дизелями в город Navplion, первую столицу Греческой республики. Большой город, отличная стоянка, в 9.00 прибыли автобусы, чтобы отвезти туристов на экскурсию: посетить пятимильный Коринфский канал, вырубленный в скале, и отделяющий Пелопоннес от остальной Греции, и нанести визит Древним Микенам, месту, откуда началась Греция. Самые «спортсмены» решились на «Лестницу из тысячи ступенек»: совершить восхождение из порта наверх, в венецианскую цитадель Palamidis, главенствующую над городом и бухтой, самые «неспортсмены» - просто взяли такси. Заправившись водой и провиантом, ближе к вечеру, регата перешла на ночевку в небольшой рыбацкий городок Astros: здесь тихо, чисто и спокойно, можно хорошо выспаться перед следующей гонкой.

Гонка 4.

        Старт дан как обычно – в 11.00. Дистанция небольшая – 11 миль до небольшого городка Tiros. Погода продолжает радовать: чистое небо, солнце, вот только ветер слабенький. Хотя его хватает для того, чтобы закончить гонку через три часа. Во время финиша у «малышей» – интрига: налетевший шквал, приложив яхту, привел к ветру “Caprichio” за тридцать метров до финиша, лишив законного второго места. За какие-то мгновения, пока экипаж возвращал яхту на финишную прямую, капитаны, идущих след в след за ней трех яхт, сделав поправку на ветер, просто пулей пересекли ленточку финиша одна за другой.

Гонка 5.

        Все как вчера, только дистанция еще короче – 7 миль, а ветер еще слабее 2-3 узла. Приходим на стоянку в городок Leonidio. Гавань небольшая, половине яхт приходится швартоваться вторым бортом. Но в этом городке нас очень хорошо знают и встречают. Колоритный владелец местной таверны Янис-Буденный на ужин угощает пончиками с медом и корицей на десерт. Туристов экскурсионный автобус повез на осмотр монастыря «Святой Элоны» в горы, несколько экипажей на рент-карах отправились в Спарту. К вечеру в гавань пришла еще одна регата из восьми яхт без опознавательных флагов. Только утром узнали, что это были американцы.

Гонка 6.

        Маршрут от Leonidio к Ermioni. Дистанция – 27 миль, при ветре около 2-3 узлов навевает не очень хорошие мысли. Но в этот раз Посейдон решил помучить нас по другому. Еле-еле уползая с финиша, через час после мучительного полу-штиля, получаем в корму грозовой фронт свалившийся в море с гор Пелопоннеса. Два часа идем в сильном попутном ветре. Обогнув выступающий далеко в море маяк у острова Специя, входим в пролив между островом и материком, в надежде на некоторую передышку. Но все только начиналось. Пройдя пролив и лишившись защиты острова, получаем ветер до 28 узлов и в придачу еще и волну. Новички, либо испуганно сидели наверху под дождем, в кокпите, либо мучительно лежали внизу – в кают-компании. Обогнув полуостров, прикрываемся от ветра и волны и спокойно финишируем. Вечером товарищеский матч по футболу со с шведско-норвежской сборной из экипажей яхт, стоявших в гавани. Наши выигрывают 2:0.

Гонка 7.

        Интрига продолжается. Идем на Poros, дистанция – 21 миля. Начало – традиционное: слабый ветер, ползем по пятнам, кто-то в поисках ветра ушел к материку, кто-то – в море. Обогнув мыс Tselevinia – в прямой видимости от финиша, за 6 миль получаем шквальный ветер, дующий с материка. Начинается безумная лавировка вдоль границы между сильным ветром и полным штилем почти у самого финиша на виду всего города.
        Сильный ветер мешавший нам швартоваться к вечеру угомонился и ночь прошла спокойно. Утром в порту стали собираться большие моторные катера на недельную выставку, и часть экипажей, чтобы не ночевать второй раз на том же месте перешли на ночную стоянку в Русскую бухту с традиционными шашлыками. После ужина провели детальный осмотр бывшего штаба Российской эскадры, времен греческой войны за независимость 18-19 века.

Гонка 8.

        Посейдон, видимо решив, что с нас хватит, дал нам всего 5-6 узлов ветра, голубое небо и ослепительное солнце. Двенадцать миль до городка Perdika прошли за четыре часа, а дальше половина яхт ушла на ночевку в столицу острова Эгина, а часть, взяв в Пердике свежей рыбы, решила заночевать на якорной стоянке у заповедника острова Мони. Правда в этом году кроме павлинов, больше никого так и не увидели.

Гонка 9.

        День Победы. Идти 32 мили до Lavrio. Ветра нет и не будет, так сказал нам греческий прогноз. Включили дизеля и начали праздновать великий день в открытом море на полном ходу. У мыса Сунио, под храмом Посейдона, капитан регаты решил все-таки дать старт, за 6 миль до финиша, а то как-то не спортивно заканчивать регату под моторами. К 18:00 последняя яхта пересекла финиш.
        Регата окончена. Прошла торжественная процедура награждения призеров и участников. Сданы яхты и упакован багаж. Аэрофлот и Olimpic Airways начинают отправлять капитанов, матросов, туристов, спортсменов, моржей, новичков на Родину. Еще неделю мы будем приходить в себя от моря, солнца, ветра, волны, постепенно погружаясь в привычный ритм жизни. Но рано отчаиваться: Эгейское море снова ждет нас в ноябре на очередную Шестую Российско-Эгейскую Регату.
          апрель-май 2003