Везучий планер Гимли_2016

домой

Везучий планер Гимли

23 июля 1983 года "Боинг-767" авиакомпании "Air Canada" (бортовой номер 604) был неправильно заправлен топливом. В то время Канада переходила на литры, и все стороны, участвовавшие в пересчётах керосина на дозаправку, банально облажались.

Итог - в один прекрасный момент самолёт на высоте 8000 метров превратился в замечательный 132-тонный, движущийся исключительно по инерции, контейнер. Без двигателей и половины приборов (отключились, поскольку работали от двигателей). Единственное, что работало в самолёте - это аварийный ветрогенератор, благодаря которому поддерживалось давление в гидравлической системе. Правда, неизвестно, как себя чувствовали 69 обитателей железного ящика, оказавшиеся на такой высоте.

Второй пилот Морис Квинтал, полистав инструкцию, не обнаружил раздела "Что делать, если вырубились все движки, а жить хочется?". Поскольку командир воздушного судна Боб Пирсон в своё время занимался планеризмом, а выбора всё равно не было - решил планировать до ближайшего аэродрома.

Проблема была в подсчёте скорости снижения - работал только спидометр, который показывал падение скорости от начальных 900 км/ч, на конец полёта упал до 400 км/ч. Альтиметр (показывающий высоту) отключился. С помощью механического резервного прикинули, что снижаются со скоростью 1,5 км на 19 км полёта.

Квинтал сказал, что знает старую авиабазу неподалёку (примерно 8000 метров вниз и чуть вбок). База называлась Гимли. На поле бывшей авиабазы организация "Виннипег Спортс Кар Клаб" устроила в честь субботы тусовку с гонками на той самой ВПП. Сама полоса для этих целей использовалась регулярно, в центре даже был разделительный барьер, позволяющий проводить параллельные гонки. По краям полосы народ пил пиво, жарил мясо и всячески наслаждался жизнью, даже не предполагая, какой сюрприз может свалиться на их головы.

Вот дальше началась истинная веселуха. Во-первых, нужно было выпустить шасси. С этой целью самолёт встряхнули - шасси выпали. Две задние стойки даже встали на замок. Пассажиры, вероятно, начали о чём-то догадываться.

Для посадки Боб Пирсон использовал (скорее всего, единственный раз в мировой истории) в процессе посадки большого авиалайнера приём из арсенала планеристов. Называется он "скольжение на крыло", он же "sideslip". Эта милая процедура выглядит так: самолёт ставится "на крыло", и у пассажиров есть выбор: смотреть в нижний иллюминатор на землю, в верхний - на небо. Нос самолёта, кстати, уводится в сторону от курса. Скорость, соответственно, падает до нужной. Состояние пассажиров "от щастья, что они это испытали", не передаётся описанию.

Не меньшее удивление ожидало людей на аэродроме имени товарища Гимли, когда они увидели аэробус, направляющийся к ним, положение крыльев которого не предвещало, что садиться вообще входит в его планы. Но, в последний момент самолёт выровнялся и опустился на полосу. Передняя стойка подломилась, и он весело начал приближаться к тусовке автолюбителей. Надо сказать, что в момент посадки скорость была 320 км/ч, так что субботние гонки однозначно выиграл экипаж Пирсон-Квинтал.

Под спецэффекты в виде дымящихся и лопающихся колёс, и шлейфа искр из-под гондолы, самолёт направился к автолюбителям. Чтобы они лучше могли рассмотреть посадку во всех деталях, он подъехал поближе. Как пишут, остановился в 30 метрах от группы встречающих. Далее всё получилось просто и буднично: скинули надувные трапы, выгнали пассажиров наружу. Начавшийся пожар потушили автолюбители обычными автомобильными огнетушителями. Причиной нескольких лёгких травм, полученных пассажирами, была не посадка, а поспешная высадка из заднего аварийного выхода. Хвост был слишком высоко и при скатывании по трапу банально не хватило высоты.

Квинтал в 1989 году сдал экзамен на КВС и летал на многих самолётах, как уверяют, и на борту №604 тоже. Пирсон в 1993 вышел на пенсию.

Ремонт самолёта произвели на аэродроме Гимли за 2 дня. И он своим ходом улетел на базу, где капитальный ремонт обошёлся в 1 млн долларов. Вскоре он вернулся в строй и использовался до января 2008 года.

MrRage. 2016

Реальная история с посадкой Боинг-767 без горючего. 2014