Почему Греция? Зачем и как арендовать яхту.

Греция – райское место на планете, особенно для занятий парусом, по нескольким причинам:

1) большую часть года стоит устойчиво прогнозируемая погода: днём дует хороший северо-восточный ветер (в этих краях называемый мельтеми), который часам к пяти вечера начинает ослабевать, и к наступлению темноты наступает штиль. Это позволяет спокойно ночевать на якоре в бухтах, не оборудованных в виде настоящих марин. Зато после завтрака и выхода в новый день плавания часам к одиннадцати вновь начинает раздувать ветер, что позволяет вам по-настоящему ходить под парусом.

2) даже если задуло неожиданно свежо, наличие несметного количества островов позволяет выбрать маршрут, наиболее привлекательный в данных условиях.

3) ходить на яхте можно практически безопасно по всем греческим морям – они очень глубокие и, пока ваша яхта не уткнулась носом в очередной остров, вы можете спокойно двигаться в желаемом направлении (спросите сравнения у тех, кто ходил по водам Балтики).

4) в Греции существуют три принципиально разные акватории для любителей разного яхтинга:

а) Саронический залив – к югу от Афин – острова: Эгина, Ангистри, Порос, Идра, Спеце, восточный берег Пелопоннеса – умеренные ветра, возможно несильное волнение днём.

б) Ионическое море с островами: Корфу (Керкира), Паксос, Анти-Паксос, Лефкас, Итака, Кефалония, Закинфос, Кисира – преимущественно слабые ветра с практически отсутствующим волнением моря. Острова выглядят гораздо зеленее.

в) Киклады: Тинос, Андрос, Кифнос, Милос, Сирос, Наксос, Парос, Дилос, Миконос, Иос, Санторини (Тира) и многие другие, по-мелочи, – стабильно сильные ветра 7…9 баллов при высокой волне. Вы можете простоять день-два в какой-нибудь марине острова, пока свистит восьми-девятибалльный ветер, и периодически скатывать водой песок, которым заносит яхту. Но это для любителей острых ощущений и потом долгих зимних рассказов морского волка.

С ноября по апрель погода не столь устойчива: несколько дней подряд могут быть по-летнему тёплыми и необычно тихими, когда море и днём гладкое как зеркало, и вдруг в одночасье всё меняется: налетает холодный ветер, море вспенивает свои тёмные волны, и это может продолжаться от половины дня до нескольких дней подряд. А потом наступает опять "лето". Среднестатистическая температура поверхности моря в Сароническом заливе в ноябре 19.8, в декабре 17.1. Так что встреча Нового года на воде для россиян – нормальное дело.

Надеюсь, теперь понятно, почему в водах Греции вы найдёте чартерные яхты конструкторов всего мира, причём лучшие французские фирмы работают исключительно на греческий рынок. Сами французы и итальянцы предпочитают отдыхать тоже в Греции, слегка морщась при разговорах о греческом сервисе. Но представьте, что при длинной береговой линии при практическом отсутствии близлежащих островов задул встречный ветер. Вам придётся в прямом смысле "сидеть у моря и ждать погоды", будь то на побережье Франции, Турции, на Сицилии или на Кипре. В этом смысле греческий Крит напоминает эту ситуацию, поэтому-то и яхтинг там не так насыщен.

Летом с десяти утра до восьми вечера Афины, куда во множестве прибывают русские туристы, изнывают в знойном мареве, как и все средиземноморские города. Но выйдя в море, уже через полчаса начинаешь чувствовать себя готовым на подвиги, и вместе со свежим бризом появляется не менее свежий интерес к жизни. Тогда легко убедиться, что самое прекрасное в Греции – это сотни красивейших островов среди ласковых водных просторов. И путешествовать здесь лучше всего на яхте (всегда имея при себе море, жильё и, при необходимости сушу). Самое главное для тех, у кого есть собственная лодка, – это независимость. Человек на лодке отличается от человека без лодки даже больше, чем человек в автомобиле от пешехода. Пешеход хоть и медленно, но может всё-таки добраться до желаемой местности. Но без лодки ни за что не доберёшься до большой скалы с гротами и пещерами, где можно плавать в одиночестве в таинственном полумраке, или до крохотной деревушки, где на солнце сушатся жёлтые сети рыбаков.

Временами кажется, что идёшь вовсе не по морю, а по цепочке горных озёр, поскольку со всех сторон поднимается один за другим горбатые силуэты островов, похожие на больших отдыхающих у самой воды рептилий. Яхта бесшумно скользит по воде, солнце просвечивает сквозь паруса, и проплывают вдали неизвестные берега и города.

Тем и хорош яхтенный спорт. Хочешь – поднимай парус, хочешь – не поднимай. Хочешь – лежи на палубе и пей пиво, а хочешь – прокладывай курс и поворачивай штурвал под чутким руководством шкипера.

Море в Греции – лазурное, особенно когда глубина не больше пяти-восьми метров. Тогда всё выглядит как на картинке из журнала "Вояж".

Иногда "аргонавтов" даже среди полдневной жары тянет на подвиги, тогда они высаживаются на берег и совершают прогулку по склонам с серебристыми оливковыми рощами и заброшенными садами, где растут лимоны, мандарины, гранаты, инжир, и поднимаются к остаткам крепостной стены, которую построили мальтийские рыцари. Каждый камень на греческих островах истоптан мифическими героями. Здесь ничего не изменилось со времён Одиссея: ни вино, ни мясо, ни солнце, ни деревья. Разве что сотовый телефон системы GSM обеспечивает связь независимо от того, насколько пустынны острова и море вокруг.

Лучшее купание – посреди моря в гордом одиночестве, к примеру на закате дня, когда солнце окрашивает мир в розовые тона, а вода становится тёмной. Есть специфическое развлечение для купальщиков – плыть держась за канат, сброшенный с яхты, так называемая старинная русская забава (при некоторой скорости ощущения довольно сильные), эдакая "ванна Шарко". Для удобного выхода из воды на яхте существует специальная лесенка (трап) на корме. После солёной ванны купальщики могут принять душ, который также имеется на корме яхты. Кроме того, внутри на яхтах имеются туалеты и души с водой любой температуры, что делает ваше путешествие приближённым к цивилизованному. Кроме этих удобств на яхте есть отдельные каюты, салон со столом и камбузом (плита, мойка, всякие полочки и шкафчики с бортиками, чтобы посуда и прочие предметы не падали при крене).

Свободолюбивых русских, которые недавно поняли, как их обманывали семьдесят лет по части свободы передвижения, всегда волнует вопрос, куда на этой яхте можно пойти. В отличие от России – куда хочешь. И даже не ставя в известность о своих намерениях пристава. Если тебе понравилась вон та православная церквушка на скале или ветер донёс до тебя запах жаренного барашка из приморского ресторана, ты можешь ошвартоваться прямо к ножке столика, и заботливый хозяин кабачка лично примет швартовый конец. По набережной прогуливается публика, с любопытством и скрытой завистью заглядывающая в салоны яхт, из таверн доносится греческая музыка (греки по музыкальной части большие патриоты, и на островах вы нечасто услышите иноземные песни), и сувенирные магазины завлекают гостей разноцветным содержимым. Мореплаватели наблюдают жизнь благосклонно, но как бы со стороны, с несколько небрежным вниманием посетителей картинной галереи, а затем уже в бархатной темноте возвращаются в свой собственный слегка волнующий мир. А потом засыпают в своих маленьких каютах и слушают, как плещется и что-то тихонько скребётся в днище яхты совсем рядом. И думают, что эта небольшая парусная лодка – идеальное существо, которое как никто понимает ритм и характер моря.

Путешествовать на яхте лучше в компании знакомых симпатичных людей или семьёй с детьми (никаких особых опасностей и трудностей этот отдых в себе не таит, обстановка на островах очень спокойная). Яхтенный сезон в Греции длится с мая по первую половину октября. Самое сказочное время – сентябрь-октябрь: немноголюдно, жара спадает, а море ещё очень тёплое и спокойное. Правда день становится заметно короче, чем он был в мае-июне, зато можно отоспаться от бессонной московской жизни.

ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА

Фрахт – это аренда яхты на некоторый период времени, как правило на срок, кратный 7 дням (1, 2 недели и т.д.), хотя это не является непременным условием.

Приём заказа на фрахт яхты осуществляется не менее чем за месяц до желаемого срока. После подписания предварительного соглашения с турфирмой бронируется яхта согласно заказа. По истечении 7 дней клиенту необходимо подтвердить дату фрахта и подписать контракт. В случае, если клиента устраивают даты и сроки, он оплачивает полностью сумму фрахта + услуги (бронирование билетов, оформление выездной визы и т.д.). В случае если клиента не устраивает дата фрахта или предлагаемая яхта, он может перенести сроки фрахта или потребовать возврата средств за вычетом накладных расходов.

При отказе от подтверждённого фрахта клиенту возвращается его стоимость за вычетом неустойки в размере, определяемом турфирмой.

В оплату фрахта яхты не входят: стоимость билетов, визы, страховки; трансфер; питание и вода; оплата стоянки в портах следования; топливо, истраченное в течении фрахта; все экстрауслуги и оборудование, отражённые в прайслисте.

ГАРАНТИЙНЫЙ ЗАЛОГ

После прибытия на яхту клиенту необходимо тщательно осмотреть оборудование яхты в соответствии с инвентаризационным листом, (если заказан шкипер, то всё это сделает он к вашему приезду на яхту). После подписания инвентаризационного листа вносится гарантийный залог представителю компании в размере, указанном в прайслисте.

По окончании фрахта залог возвращается в той же форме при условии, что яхта возвращена в таком же состоянии, как до отплытия. Гарантийный залог предназначен для покрытия убытков, произошедших по вине клиента. Если вы не хотите терять драгоценное время на ожидание машины для заправки яхты топливом после окончания чартера и на мытьё яхты – покрытие этих расходов можно произвести из гарантийного залога. Оплата мытья яхты осуществляется по тарифам, приведённым в прайслисте.

УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ НА ЯХТЕ

Главное, что отличает отдых на яхте – это комфорт, каждый день новые впечатления, вместо обыденности и скуки – лёгкость и свобода. Вместо надоевшей гостиницы – свободный комфортный дом на воде. Если вы решились отправиться в путешествие на яхте, прислушайтесь к некоторым советам и пожеланиям.

Ступив на борт яхты, помните, что яхта не гостиница, не океанский лайнер и тем более не арендованный на время автомобиль, а дом на время путешествия в настоящем море, где люди из покон века живут по его законам, потому что по другому просто не возможно жить. Это относится не только к штормам, ведь "гораздо трудней не свихнуться со скуки и выдержать полный штиль".

На яхте вы не просто пассажиры, как на круизном теплоходе, а члены экипажа. Ваш шкипер – капитан вашей яхты, с помощью которого вы можете самостоятельно управлять яхтой и даже приобрести азы яхтенного мастерства – на время путешествия он становится вашим учителем, другом и помощником.

Все яхты экипированы в соответствии со специальным инвентаризационным листом, всегда имеется постельное бельё, поэтому вам нужно брать только личные вещи. В круиз на яхту предпочтительно брать не очень много одежды, подбирая её из соображений удобства. В осенне-весенний периоды не забудьте взять с собой непромокаемую одежду и лёгкие резиновые сапоги. На яхте поддерживается идеальная чистота, поэтому подумайте о сменных тапочках. Личные вещи желательно упаковать в мягкие дорожные сумки (баулы), поскольку твёрдые чемоданы негде разместить на яхте.

Каждая яхта оборудована как минимум автомагнитолой, поэтому брать с собой магнитофон не стоит, лучше прихватить несколько любимых кассет или компактдисков (надо выяснить перед отъездом тип аппаратуры на вашей яхте).

Необходимо отметить, что за редким исключением на яхтах размерами до 55 футов есть только 12-вольтовая сеть (как в автомобиле). Поэтому, мужчины, берите с собой электробритвы на аккумуляторах, а женщинам не стоит везти с собой фены, тем более, что купаться вы будете по десять раз на дню, и столько же раз солнце и морской ветер будут высушивать ваши волосы в считанные минуты.

Что касается погружений с аквалангом: снаряжение тащить с собой не надо, всё необходимое вы можете взять в аренду. Законы Греции позволяют опускаться с аквалангом только в нескольких специально оговорённых местах и только под присмотром профессионала-инструктора, имеющего лицензию на такой присмотр – поднимать со дна что-либо, уроненное не вами, он категорически запретит.

Наняв кока, вы в результате сэкономите, так как он поможет купить продукты дешевле, чем вы это сделаете сами, будет готовить на весь экипаж вкусную пищу, познакомит с колоритом местной кухни. Готовить на яхте можно только при известной сноровке, новичку удастся приготовить разве что бутерброды. Также кок выполняет функции переводчика и гида.

Продукты на яхту вы можете заказать заранее, ещё дома по специальному перечню.Это избавит вас от необходимости бегать по магазинам сразу после самолёта. Всё заказанное к вашему приезду будет ожидать вас в яхте. Список-заказ необходимо заполнить не позднее чем за неделю до начала фрахта.

Надеюсь, что эти советы помогут вам в вашем путешествии. Доброго пути и семь футов под килем!

Александр Шкуренков, 1996

Использованы материалы статей Ольги Утешевой и Игоря Мальцева, попробовавших себя в роли "клиентов".