Приложение 10. Обзор метеоусловий в период Фастнетской гонки 1979г. Алан Уотс

         (по данным наблюдений непосредственно на яхтах).

         Такие штормы, как наблюдавшийся 13-14 августа 1979 г., случаются редко, но случаются. Очень похожий шторм прошел в 1970 г. почти в те же дни - 15-16 августа. Но в тот год Фастнетская гонка не проводилась, и между островами Силли и скалой Фастнет не было вереницы яхт.

         Рис. 59. Барограммы, записанные во время Фастнетской гонки 1979 г. на береговой станции (1) и в море (2) и во время Сантандерской гонки 1948 г. в море (3).

         В правой части рисунка показаны различные градиенты падения давления.

         С метеорологической точки зрения этот шторм - загадка, так как ни до него, ни во время его прохождения не проявлялись основные свойства, присущие глубокому циклону. На барограммах этого шторма нет такого сильного падения давления (рис. 59), как в шторме во время Сантандерской гонки 1948 г. или шторме у острова Джерси.

         На официальной синоптической карте, относящейся ко времени начала действия сильных ветров (рис. 60), нет ничего необычного. Изобары идут достаточно густо, в Корке ветер 35 узлов, но возможно, что немного южнее скорость ветра составляет 40-50 узлов, а у скалы Фастнет через 20 минут яхты столкнулись с ветром, который внезапно усилился от 35 до 60 узлов при порывах ураганной силы.

         Необычность шторма заключается во внезапных усилениях ветра и коротком беспорядочном волнении. По данным наблюдении непосредственно на яхтах можно объяснить некоторые особенности шторма. Одно наблюдение поможет понять, почему ветер внезапно возрастал почти в два раза в одном, а не в другом месте, и почему наблюдались такие сильные порывы.

         Рис. 60. Официальная синоптическая карта за 1.00 14 августа.

         Чтобы получить значения скорости геострофического ветра в какой-либо точке, необходимо расстояние между соответствующими соседними изобарами отложить на масштабной линейке от левой границы. Скорость ветра у поверхности составляет примерно 2/3 скорости геострофического ветра. При порывах ветер у поверхности может превышать геострофический.

         По наблюдениям Дэвида Пауэлла с яхты "Мунстоун" в понедельник 13 августа в 20.30 облака на высоте около 600 м двигались со скоростью 20-30 узлов с востока, а ветер у поверхности дул с запада со скоростью 35 узлов. Пауэлл - опытный гонщик, но он отмечает: "За все годы плавания я не встречал ничего подобного". Оказывается, в тот момент "Мунстоун" находилась в "дополнительном циклончике", показанном на рис. 61. Действительно, на карте за 19.00, когда циклон еще не пришел есть некоторые особенности. Ирландское море находится под воздействием неглубокой депрессии с давлением в центре 1003 мбар, но все-таки на побережье уже ощущается ее влияние. В районе скалы Фастнет простирается ложбина, в верхних слоях, возможно, более глубокая, чем у поверхности. Однако ложбина не могла привести к столь сильному различию между ветром на высоте и у поверхности. Такое расхождение можно объяснить наличием воздушного вихря невысоко над поверхностью. Этот вихрь, видимо, находился над районом гонки достаточно долго.

         Яхтсмены подтверждали, что волнение было "очень странным" - не столько большим, сколько беспорядочным. Отличительной особенностью волн была большая крутизна и малая длина, временами порядка нескольких корпусов яхты.

         Рис. 61. Синоптическая карта за 1.00 14 августа, составленная по данным измерения давления непосредственно на яхтах.

         Карта отличается от карты на рис. 60 наличием небольшого циклона с давлением в центре 990 мбар, что подтверждается данными по крайней мере с пяти яхт.

         Такое волнение может образоваться при сильных резких порывах, длящихся дольше, чем обычно. Обычный порыв не успевает развить новую систему волн. В Фастнетской гонке продолжительные порывы (их можно назвать струями) могли возникнуть, когда вихрь, расположенный на высоте нескольких сот метров, создавал опускающийся турбулентный поток воздуха, который складывался с сильным ветром, дующим вокруг основного центра над Ирландией. Первые аварии (при средней скорости ветра 55 узлов и порывах 65 узлов и более) произошли там, где проявлялся этот эффект. Такой ветер наблюдался не на всей дистанции. В подтверждение приведем анализ барограмм с некоторых яхт. До 19.00 13 августа (когда начался сильный ветер), по данным со всех яхт, от островов Силли до скалы Фастнет наблюдалось более или менее слабое падение давления (см. фото 36). Однако в 22.00 (когда еще нигде не был отмечен ветер более 25 узлов) на яхте "Революсьон" наблюдалось волнение 4 м и шквалы, а в 25 милях от нее на яхте "Блэк Эрроу" так же, как и на "Революсьон", за 20 минут ветер усилился до 35 узлов. На барограммах 15 яхт, находившихся посередине дистанции, заметно, что давление примерно на 5 мбар ниже, чем на официальной карте за этот срок. Кривая изменения давления, построенная для района скалы Фастнет по срочным синоптическим картам, подтверждает сказанное.

         Размеры возмущения очень невелики, так, на яхте "Ян Потт" в 19.00 ветер был 20 узлов (в полном соответствии с барическим градиентом), на яхте "Мунстоун", находившейся на расстоянии нескольких миль, ветер чуть позже дул поперек изобар со скоростью 35 узлов, а на яхте "Революсьон" отмечен юго-западный ветер 25 узлов.

         На некоторых яхтах наблюдались условия, сходные с условиями в глазе бури. Ричард Меттьюз, дрейфовавший под рангоутом на яхте "Олстер Кэтчер-79" в 60 милях от скалы Фастнет, отмечает, что в 2.00 они находились в центре "странного хоровода облаков, при ясном ночном небе над головой".

Содержание