Приложение 8. Воздушно-морская спасательная операция во время Фастнетской гонки 1979г. Д.Морган.

         В 4.45 14 августа, как раз перед рассветом, дежурный офицер авиации ВМС в Калдрозе (графство Корнуолл) был разбужен сообщением Южного спасательного координационного центра в Плимуте о трех авариях в Фастнетской гонке:

         1. Яхта "Мэджик" потеряла руль и борется с сильным волнением в точке 50N°30', 07W°00'.

         2. В точке 50N°40', 08W°10 замечен плот с четырьмя людьми.

         3. У острова Силли на мели сидит яхта. (Позже было установлено, что эта яхта не участвовала в гонке).

         Срочно была запрошена помощь вертолетов. Начала действовать система аварийного вызова экипажей вертолетов, и менее чем через час два вертолета были в воздухе и направлялись к намеченным целям.

         К 7 утра сигналы бедствия поступали в центр в Калдрозе один за другим. В 30 милях к северо-западу от мыса Лендс-Энд опрокинулась яхта "Гримэлкин", в точке 51°00' с.ш., 07°10' з.д. с самолета "Нимрод" ВВС Великобритании были замечены красные вспышки. Яхту "Тарантул" заливала вода, и она просила срочной помощи. Яхта "Маллигэтони", не участвовавшая в гонке, потеряла мачту в точке 50°50' с.ш., 07°30' з.д. Так развивались события в это штормовое летнее утро.

         Центр авиации ВМС в Калдрозе может выполнять поисковые и спасательные операции в течение всего года в светлое время суток. Два вертолета "Уэссекс V" с малой дальностью полета (120 морских миль) работают при авариях, произошедших недалеко, а два вертолета "Уэстленд Си Кинг" с большой дальностью полета (230 морских миль) выполняют круглосуточные всепогодные дальние операции. Вертолеты "Уэстленд Си Кинг" большого радиуса действия имеют на борту четырех человек - двух пилотов, наблюдателя (который выполняет роль бортоператора и штурмана) и спасателя. Спасатель и наблюдатель работают на лебедке или спускаются на ее тросе. На вертолете "Уэссекс" экипаж состоит из трех человек - пилота, одного человека на лебедке и спасателя, который может быть также водолазом.

         Аварии в Фастнетской гонке потребовали проведения обширных поисковых и спасательных работ, к утру стало очевидно, что необходимо привлечь большое количество дополнительных средств. Несмотря на то, что это была первая неделя летнего отпуска, соединения, участвовавшие в работах, за очень короткий срок смогли привлечь экипажи из добровольцев. Помощь была также оказана другими соединениями, базирующимися в Престуике (Шотландия) и в Иевилтоне (Сомерсет). Вся операция продолжалась три дня, в ней участвовало много сотен людей; вертолеты из Калдроза налетали в общей сложности 200 часов. Дополнительная помощь оказывалась морскими самолетами-разведчиками "Нимрод" ВВС Великобритании, спасательными ботами из Сеннена, Пенли, Сент-Айвса и Сент-Мэриса, Южного спасательного координационного центра в Плимуте, морской береговой охраны; голландским эсминцем "Оверийссел", фрегатом ВМС Великобритании "Англз".

         К концу первого дня операции вертолетами из Калдроза было подобрано 75 человек с 17 поврежденных яхт.

         Трудности при спасении с воздуха

         Никогда экипажи вертолетов не сталкивались с такой плохой погодой, как в то утро. В районе поисков ветры достигали 9-10 баллов - от шторма до сильного шторма. Шли ливневые дожди, но, к счастью, видимость была неплохой.

         Терпящие бедствие суда было трудно опознавать. В огромных ложбинах между гребнями даже большие яхты на несколько секунд исчезали из поля зрения. Яхты, на которых имелся УКВ-передатчик, обеспечивающий непосредственную связь с вертолетом, были спасены быстрее, но на подавляющем большинстве яхт такой аппаратуры не было. Использование осветительных парашютов и дымовых шашек давало разные результаты. Парашютные осветительные огни хорошо видны в сумерках и гораздо хуже, когда рассветает. Дымовые шашки оранжевого цвета оказались не очень полезными, так как цветной дым не поднимался достаточно высоко, а рассеивался ветром; кроме того, вместе с яхтой в ложбину волны опускается дым.

         Здесь я хочу предостеречь всех яхтсменов: никогда не запускайте ракету в вертолет. Она может ослепить пилота, попасть в открытую кабину и заполнить ее дымом или повредить вращающиеся лопасти.

         Во многих случаях на штормовых парусах не было номеров, столь необходимых для опознавания. Названия некоторых яхт такие длинные и так вычурно написаны, что их трудно было прочитать. Очень хорошо, если на палубу нанесен номер паруса или название яхты.

         Цвет некоторых яхт мешает их опознанию. Светящийся днем оранжевый или красный цвет гораздо лучше, чем темно-синий, черный и зеленый.

         Спасение экипажа с яхты при помощи вертолета

         Пилот вертолета обычно не станет рисковать, опуская трос лебедки непосредственно на яхту, так как трос со спасателем может запутаться в такелаже или обмотаться вокруг мачты (см. фото 40), кроме того, можно нанести травму спасателю на тросе. Поэтому лучше поднимать людей с плота, привязаного к судну (если оно, конечно, не тонет). Если спасательный плот унесло, то людей подбирают вблизи судна, непосредственно из воды. Еще раз отметим, что связь с судном имеет огромное значение, так как если по какой-либо причине вертолет должен вернуться на базу, например для заправки или из-за неисправности лебедки, то спасаемый может перебраться обратно на судно и его никуда не унесет. Как исключение подъем может производиться с яхты, если у нее сломана мачта. Никогда не крепите трос к чему-нибудь на яхте, так как если он запутается, то для обеспечения безопасности машины пилот будет вынужден обрубить трос и прекратить спасение.

         Опыт показывает, что поскольку яхту сносит по ветру, то яхтсмен, прыгнувший в воду, оказывается относительно яхты с наветренной стороны. В худшем случае спасатель, используя тросовое устройство для передачи грузов на ходу в море, опускается совсем рядом с судном. Затем он бросает яхтсмену линь и спасаемого с помощью лебедки, не задевая такелаж, поднимают в машину. Чем хуже погода, тем опаснее эта процедура.

         Одной из первых получила помощь яхта "Тарантул". После сигнала летчика о том, что для спасения каждый член экипажа должен прыгнуть в воду, один из яхтсменов прыгнул в воду. Спасение, безусловно, было нелегким, до подъема яхтсмен пробыл в штормовых волнах 20 минут. Трудности, с которыми столкнулся этот яхтсмен, отбили у остальных шести членов экипажа желание быть немедленно спасенными. Они задраили люки и в безопасности остались на борту.

         Спасательный строп на вертолетах, используемых ВВС Великобритании, сделан в основном для облегчения спасения в море. Как правило, строп - это петля длиной 2 м, сделанная из двух слоев брезента с D-образными кольцами на каждом конце. Кольцо крепится к карабину на конце троса лебедки. Длину стропа, в зависимости от размеров человека, можно регулировать с помощью клеванта, через который проходят два конца (см. фото 42).

         Существует два способа подъема

         Подъем двойной петлей - это стандартный метод для спасения пострадавших, не имеющих опыта подъема на спасательном стропе. Члена летного экипажа опускают к спасаемому на устройстве, похожем на беседку, при этом один конец спасательного стропа крепится к карабину, а другой свободно болтается. Член экипажа вертолета проводит свободный конец стропа под мышками и вокруг туловища спасаемого и пристегивает строп к тросу лебедки (см. фото 41). Таким образом, лицо спасаемого находится на уровне груди спасателя, он охватывает спасаемого ногами за талию и дает на вертолет сигнал о подъеме.

         Подъем одинарной петлей обычно применяется для профессионалов, его использование требует предварительной подготовки. В принципе это тот же метод, что и подъем двойной петлей. Строп проводится за головой и под мышками спасаемого (см. фото 42). При спасении одинарной петлей спасатель-водолаз может помочь спасаемому в воде. Водолазный костюм позволяет ему погружаться в воду, и он может отстегнуться от троса лебедки. Одинарная петля также используется, если член экипажа вертолета опускается на судно или сушу, чтобы там помочь спасаемому. В вертолете воздух из спасательного жилета спасенного нужно обязательно выпустить. При вынужденной посадке вертолета спасаемого в надутом жилете будет тяжело вытащить из-за дополнительного сопротивления жилета, если же вода попадет внутрь вертолета, спасенный будет плавать под самым потолком машины и эвакуировать его будет трудно или даже невозможно. Американская береговая охрана и военно-морские силы некоторых стран Европы для вытаскивания пострадавших из воды используют сачок.

         Медицинские аспекты

         Многие выжили благодаря наличию спасательных плотов. Хорошее качество защитной одежды, спасательных жилетов и относительно высокая температура воды (16°С) позволили яхтсменам, оказавшимся в воде, не очень сильно переохладиться (см. рис. 58). Большая часть смертельных случаев во время гонки произошла из-за того, что яхтсмены тонули или захлебывались, особенно те, которых унесло от яхты или плотика. Спасательный жилет - не совсем надежное средство. При сильном волнении гребни волн обрушиваются, вода непрерывно попадает в лицо яхтсмена, и при дыхании некоторое количество воды неизбежно попадает в легкие. ВМС Великобритании планируют снабдить спасательные жилеты пластмассовым прозрачным козырьком для защиты лица. Возможно, вскоре они станут общедоступными и будут обязательной полезной принадлежностью спасательных жилетов на яхтах открытого моря.

         Спасательный жилет может отсрочить наступление гипотермии, так как при его наличии для обеспечения плавучести не требуется активных движений. Чем больше движений, тем быстрее падает температура внутренней части тела. Когда она опускается до 30°С, человек находится на грани потери сознания. При отсутствии убежища от волн бессознательное состояние способствует смерти. Рекомендуется находящимся в воде по возможности не двигаться.

         Рис. 58. Возможность выживания в зависимости от продолжительности нахождения в воде различной температуры.

         При температуре воды 16°С время безопасного пребывания в воде без жилета составляет почти два часа. Дождевая куртка и брюки, теплая одежда или теплое нижнее белье продлевают время выживания. С другой стороны, сильные ветры и большие волны способствуют более быстрой потере тепла. Из 75 яхтсменов, доставленных в Калдроз, все, кроме одного, были живы. Они находились в сознании, но замерзли, их температура составляла около 33°С. Всех пострадавших раздели и погрузили в ванну с водой температурой 41°С, чтобы они быстро согрелись. Было несколько серьезных травм; у одного спасенного сломано несколько ребер, у другого - запястье. Некоторые нуждались в помощи из-за небольших ран и ушибов.

         Стоит отметить, что худым людям требуется больше защитной одежды, чем полным. При затяжной плохой погоде голову надо закрывать, так как значительная потеря тепла происходит и через волосяной покров.

         В Фастнетской гонке 1979 г. вертолеты, спасательные катера и суда вели поиски пострадавших на площади около 20 000 кв. миль. Это была самая большая скоординированная воздушно-морская спасательная операция из всех, проводившихся в мирное время.

Содержание