ОТ   АВТОРА

Посвящается памяти
капитана первого ранга Николая Алексеевича Скрягина,
моего отца, друга и учителя

Почти все первые изобретения человечества - топор, плуг, игла, рыболовный крюк, лук и стрела, парус и многие другие - гениальны своей простотой. Прошли тысячелетия, а эти орудия и приспособления, оставшись незыблемыми, с успехом служат людям и поныне.

Одним из важнейших приспособлений, придуманных древними, является якорь. Принцип его конструкции, разработанный четыре тысячи лет назад, по праву считается классическим и продолжает использоваться в конструкциях якорей, которые мы сегодня называем "адмиралтейскими".

"Якорь в прошлом представлял собой изобретение в своем роде весьма остроумное. Доказательством этому служит уже хотя бы его величина - нет другого предмета, столь несоразмерно малого по сравнению с выполняемой им огромной задачей!" - так характеризовал якорь выдающийся писатель и знаток кораблей Джозеф Конрад. Он называл его "приспособлением, создававшимся веками, доведенным до совершенства, безупречно отвечающим своему назначению".

Издавна мореплаватели вверяли якорю судьбу корабля, если грозила гибель на прибрежных скалах. Это оригинальное приспособление в страшную минуту нередко оказывалось их последней надеждой на спасение. С древнейших времен изображение двурогого якоря является символом надежды.

С появлением на земле профессии кузнеца железный якорь становится его основным изделием наряду с лемехом плуга, мечом, топором, подковой. И не было в номенклатуре кузнечной продукции вещи, которую бы кузнецы изготавливали с таким вниманием и усердием, как якорь!

У древних греков и римлян якорь считался священным орудием. Его изготовление завершалось особым религиозным обрядом: в храме Зевса "символу надежды" воздавались пышные почести и приносились жертвы…

Мало кому сейчас приходит в голову мысль, что первые якоря классического принципа были… деревянными.

История якоря не так уж проста, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы разыскать в "книжных морях" факты и воссоздать более-менее подробно эволюцию конструкции якоря, автору потребовалось несколько лет… Многие задают вопрос: что побудило автора заняться этим исследованием? Замечательный австрийский писатель Стефан Цвейг говорил: "Книги зарождаются из разнородных чувств. На создание книги может толкнуть и вдохновение, и чувство благодарности; в такой же мере способны разжечь духовную страсть досада, гнев, огорчение. Иной раз побудительной причиной становится любопытство, психологическая потребность в процессе писания уяснить себе самому людей и события".

Именно огорчение и возникшее отсюда любопытство заставили автора написать эту книгу.

Трудно было ответить на вопросы: "Когда и где изобрели железный якорь? Что собой представляли деревянные якоря? Откуда возникло выражение "адмиралтейский якорь"?

Для работы над книгой "По следам морских катастроф" потребовались сведения по якорям времен средневековья. Увы, несмотря на самые тщательные поиски в крупнейших библиотеках Ленинграда и Москвы, нужных материалов не нашлось. Оказалось, что подробную книгу по истории этого оригинального и необходимого морякам приспособления еще никто не написал ни у нас, ни за рубежом… Убедившись в этом, автор решил попробовать написать ее, полагая, что якорь-изобретение международное, вполне достойное того, чтобы рассказать о нем подробно. И вот почему.

Тысячелетия якорь являлся неотъемлемой принадлежностью каждого корабля. Если не считать библейского ковчега и легендарного Летучего голландца, то навряд ли кто назовет корабль, не имевший якорей… И сейчас, согласно международным правилам, отсутствие даже запасного якоря, не говоря уже о тех, которым полагается быть в клюзах не дает судну права выйти в море…

Якорное устройство на морском судне - одно из наиболее ответственных. Статистика аварийных происшествий нашего времени свидетельствует, что якорь очень часто оказывался последним средством спасения людей, судна и груза.

Издавна люди стремились улучшить конструкцию судового якоря, сделать ее более надежной. Об этом красноречиво говорит число выданных на усовершенствование якоря патентов и авторских свидетельств. На сегодня это число превысило 5000! И если считать, что люди занимаются судоходством пять тысяч лет, то получится, что в среднем каждый год человек изобретал новую конструкцию якоря.

В 1962 году была издана книга "История якоря", своего рода первая попытка автора изложить накопленный к тому времени материал. Однако в этой работе оказалось немало "белых пятен", а библиография по выбранной теме была почти исчерпана.

За последние десять лет автору довелось побывать не только во всех морских музеях нашей страны, но и посмотреть экспозиции морских музеев Англии, Бельгии, Голландии, Кубы, Франции, ФРГ, Японии. Многие интересные материалы были найдены в библиотеках Британского национального музея в Лондоне и Морского музея в Гринвиче.

Предлагаемая вниманию читателей книга не является переизданием первой книги по якорям. Новая работа представляет собой комплексное историко-техническое исследование конструкций якорей с древнейших времен до наших дней. В ней рассматриваются основные этапы развития мирового якорного производства. В книге систематизированы и проанализированы труды исследователей и специалистов разных стран, работавших в области совершенствования конструкций якорей, увеличения их держащей силы, технологии изготовления.

Хотя книга носит популярный характер, автор надеется, что, помимо познавательного интереса, читатель сумеет извлечь из нее сведения практического характера. Возможно, что кое-что полезное для работы извлекут из книги инженеры-кораблестроители, проектирующие якорные устройства современных судов. Она поможет и тем, кто занимается подводной археологией. Им легче будет определять эпоху и принадлежность того или иного якоря, найденного на морском дне. Схемы и чертежи, многие из которых публикуются у нас впервые, облегчат труд судомоделистов, строящих модели-копии исторических кораблей, в чем-то помогут художникам-маринистам.

Книга была написана за время плавания на кувейтском теплоходе "Al Sabahiah" Ее первыми читателями и критиками были гарантийные инженеры-механики судна Д.И. Коляда (Херсонский судостроительный завод) и Р.С. Орловский (Брянский машиностроительный завод). Автор считает долгом выразить им свою признательность за оказанную помощь и полезные советы.

Автор особо благодарит модельщика завода "Красная кузница" (г. Архангельск) А.С. Сахарова, изготовившего десятки моделей якорей.

Все критические замечания, советы и пожелания будут приняты автором с искренней благодарностью.

Лев Скрягин