Глава 9. ИЗМЕНЕНИЕ РАЗМЕРА ПАРУСОВ

       При значительном изменении размера парусов изменится и относительное положение всех тех деталей покроя, которые создают форму паруса и которые были заложены в него при изготовлении. Следовательно, вполне реально существует риск, что вы можете испортить парус навсегда. Тем не менее иногда бывает очень важно сделать такие изменения и делают их вполне успешно.
        Естественно, что существуют определенные пределы, в которых это можно делать. Зависят они от первоначального покроя паруса, и в данной главе я рассматриваю паруса с обычным расположением полотнищ. Но даже при этом нельзя твердо сказать, можно ли произвести какие-либо изменения до тех пор, пока парус не будет расстелен на полу и не будут ясны особенности его покроя. Существуют препятствия, которые выявляются лишь тогда, когда вы начинаете производить разметку паруса по новым размерам. К их числу относятся плохо расположенные лат-карманы, ряд люверсов для взятия рифов, окно, расположенное на неправильном месте.
        Принимая решение о перекрое парусов, всегда следует помнить о косой нитке. Мы уже говорили о причинах, по которым отклонение угла прямой нитки (основы) от перпендикуляра по отношению к задней шкаторине должно оставаться в пределах 5°, поэтому я не буду повторять их.
        Следовательно, каждое изменение размера паруса несет с собой свои проблемы, и есть много способов их решения. Как правило, небольшие изменения размеров грота и стакселя и почти все уменьшения спинакера осуществить довольно просто, однако владелец динги должен помнить, что очень небольшие уменьшения не всегда осуществимы: например, не всегда можно уменьшить длину нижней шкаторины грота менее чем на 2–3 см, потому что линия отреза может пройти как раз посредине люверса шкотового угла. Большое уменьшение грота или стакселя может быть и простым делом и сложным, и это можно определить только при рассмотрении каждого отдельного случая. Почти все попытки увеличить размер паруса связаны со сложностями и, возможно, не стоят тех беспокойств и усилий, которые с ними связаны, за исключением увеличения длины боковых шкаторин спинакера.
        В приложении В детально разобрано, каким образом можно безопасно изменить размеры паруса, а теперь рассмотрим некоторые общие принципы таких работ.
        УМЕНЬШЕНИЕ ГРОТА
        Представим себе, что надо уменьшить переднюю шкаторину грота с восьми до шести метров, оставив нижнюю шкаторину без изменения (рис. 41). Если просто опустить фаловый угол на 2 м, размеры будут правильными, но швы придут к задней шкаторине не под прямым углом, и она будет отваливаться под ветер.
        Однако если парус обрезать, как показано на рис. 42, направление швов относительно задней шкаторины сохранится, и парус будет стоять как нужно. Конечно, придется переликовывать весь парус. Кроме того, большая часть ткани, ушитой по нижней и передней шкаторинам, будет срезана, хотя при этом можно придать парусу нужную форму новыми выкружками по передней и нижней шкаторинам. Если мы хотим так сделать, то для образования хорошей формы «пуза» надо оставить припуск 7–10 см по новой длине передней шкаторины, а затем подпороть шов, идущий из нового галсового угла, длиной 0,9–1,2 м и снова зашить шов с закроем на величину этого припуска. Фаловая дощечка, гоночные номера и все лат-карманы должны быть пришиты на новых местах.
        Нельзя сказать, что даже небольшой перекос швов у задней шкаторины недопустим. На крейсерских и прогулочных яхтах, в частности, его можно допустить. Такой перекос может быть компенсирован, если ушить швы по задней шкаторине, как описано в главе 8, но при этом есть риск, что парус все-таки будет стоять плохо.
        УВЕЛИЧЕНИЕ ГРОТА
        Увеличить грот труднее. Например, для того чтобы удлинить нижнюю шкаторину, нельзя просто пришить полосу ткани вдоль задней шкаторины, так как это приведет к неправильному вытягиванию ткани. Более того, на гроте с горизонтальным расположением полотнищ невозможно увеличить длину нижней шкаторины, если не пришить к каждому полотнищу короткие куски ткани у задней шкаторины (с основой, направленной вдоль полотнищ). Практически работы по увеличению грота ограничиваются увеличением длины передней и задней шкаторин, что можно сделать, если парус распороть на две части, лучше всего по шву, идущему из галсового угла, и вставить новое полотнище. Задняя шкаторина подрезается по новой линии в зависимости от того, на сколько увеличивается длина передней шкаторины. Поскольку редко приходится увеличивать длину шкаторин на величину, равную ширине полотнища, можно вставить полосу неполной ширины (см. приложение Б).
        УМЕНЬШЕНИЕ СТАКСЕЛЯ
        Большая часть рекомендаций, касающихся уменьшения грота, применима и к стакселям. Операция несколько усложняется тем, что на многих стакселях полотнища расположены «елочкой». Работы на стакселях с горизонтальным расположением полотнищ проще. На стакселях, раскроенных «елочкой», новый шкотовый угол должен находиться на линии стыка полотнищ, однако в отдельных случаях он может быть сдвинут вверх или вниз без особых последствий..На новом парусе шкотовый угол располагают на этой линии, чтобы лучше распределить напряжение в парусе. Трудно гарантировать хорошую работу паруса, у которого угол расположен выше или ниже этой линии.
        Чтобы решить, каким образом обрезать данный стаксель, полезно вычертить его в масштабе, показав на чертеже расположение полотнищ и их размеры (шов по стыку полотнищ обычно делит шкотовый угол пополам). Затем надо начертить на кальке в том же масштабе уменьшенный стаксель и наложить его на чертеж старого стакселя. Передвигая кальку по чертежу, можно найти такое положение, при котором будут соблюдены все условия, предъявляемые к покрою стакселя (с точки зрения «косой нитки» и расположения шкотового угла).
        Парус можно обрезать по передней шкаторине, когда шкотовый угол не будет затронут. При любом перекрое следует обращать внимание на то, куда попадет шкотовый угол. Когда стаксель поставлен на штаг, шкотовый угол может оказаться ниже (рис. 44, а) или выше (рис. 44, б).
        УВЕЛИЧЕНИЕ СТАКСЕЛЯ
        Это достаточно трудоемкая работа. Для того чтобы сделать стаксель больше, его надо распороть так же, как и грот. В большинстве случаев размеры стакселя сначала увеличивают по всем трем шкаторинам, потом сшивают полотно и выкраивают заново.
        Чтобы получить более или менее приличный стаксель, новые полотнища вшивают от швов, которые приходят в точку пересечения передней шкаторины со швом, образующим «елочку». Для увеличения паруса новые полотнища или их части вставляют выше и ниже «елочки». Стаксель с горизонтальным покроем увеличивают, добавляя только одно полотнище – его вшивают над нижним полотнищем. В результате получится парус с теми же пропорциями, что и старый. Если нужно изменить эти пропорции, то нужно выкроить парус так, как мы уже говорили, либо распороть шов «елочка» и изменить наклон к шкотовому углу, как указано в приложении В.
ПЕРЕДЕЛКА СПИНАКЕРА
        Я не говорю здесь о том, как сделать верхнюю часть спинакера более плоской, – об этом мы говорили уже в главе 8. Хочу остановиться на том, как уменьшить максимальную ширину спинакера или длину его боковых шкаторин, например, для того, чтобы соответствовали правилам обмера, или переделать большой спинакер на меньший.
        Если спинакер симметричный с центральным швом и горизонтальным расположением большей части полотнищ, переделка его сравнительно проста. Чтобы уменьшить длину боковых шкаторин, полностью распарывают первый шов выше нижней шкаторины, срезают необходимое количество ткани, укорачивают тросы или ленты и снова сшивают. В нижней части спинакера такого покроя обычно нет закроев, поэтому нет опасности испортить парус. При такой переделке и шкотовые углы и нижняя шкаторина остаются нетронутыми (рис. 45).
        Для уменьшения ширины спинакера его складывают вдвое, как обычно, спарывают гоночные номера и вырезают полосу нужной формы по центральному шву. Затем шов сшивают заново и пришивают гоночные номера. И опять фаловый и шкотовые углы остаются нетронутыми, однако на этот раз эффект, создаваемый закроем по швам, может измениться.
        Чем больше сужение, тем больше на форме верхней части паруса будет сказываться то обстоятельство, что закрои по полотнищам сдвинулись к центральному шву (рис. 46). Когда уменьшение ширины невелико, такой проблемы не возникает. Тот же метод применим и при увеличении спинакеров. Так же просто добавить полотнище или полотнища, чтобы сделать парус длиннее по шкаторинам. Горизонтальный шов распарывают, как мы уже говорили, и вставляют новое полотнище, чтобы получить нужную длину шкаторин. Точно так же добавляется узкое полотнище в середине спинакера, чтобы сделать его шире. Это не очень красиво, но при небольшом изменении размеров такой парус работает хорошо, а сама переделка много быстрее и проще, чем добавление коротких кусков к каждому полотнищу (см. приложение В).
        Приведенные способы уменьшения и увеличения спинакеров хороши для парусов с горизонтальным расположением полотнищ и вертикальным центральным швом. Однако новомодные спинакеры с полотнищами, расположенными весьма причудливо, могут доставить много трудностей. Спинакеры сферического покроя с горизонтальными полотнищами, но без вертикального шва позволяют сделать небольшие изменения длины боковых шкаторин так, как уже описано. При любом изменении ширины нужно либо делать вертикальный центральный шов, либо переделывать обе шкаторины, одновременно переделывая шкотовые углы и тросы или ленты по шкаторинам, а может быть, и фаловый угол. Поэтому если нужно переделывать спинакер специального покроя, то лучше всего не задумываться над сохранением формы, а действовать так, как будто он был выкроен с горизонтальными полотнищами. Это значит, что надо сделать дополнительные швы поперек полотнищ, но они будут неприглядно выглядеть и не особенно эффективны. Однако такие дефекты могут быть сглажены эластичностью найлона, и очень часто паруса, измененные таким образом, получаются вполне приличными.
        ПЕРЕДЕЛКА ГРОТА ПОД ДРУГОЕ КРЕПЛЕНИЕ К МАЧТЕ
        Иногда переделка грота связана с тем, что приходится переходить с крепления к мачте или гику ползунками на ликтрос, который вставляется в лик-паз. Это значительно более трудоемкая работа, чем кажется на первый взгляд. Ликтрос надо спороть с верхней части фаловой дощечки и отрезать лишний конец, чтобы его можно было заправлять в лик-паз. Кроме того, фаловую дощечку нужно несколько уменьшить – тогда образуется пространство, необходимое для того, чтобы губки лик-паза поместились между ликтросом и фаловой дощечкой. Лучше отрезать дощечку, чем добавлять ткань для создания этого зазора, так как это и непрактично, и непрочно (рис. 47).
        Подобные изменения делают и у шкотового угла. Хорошо, если вам повезет и между люверсом шкотового угла и ликтросом будет достаточно места, чтобы поместились губки лик-паза гика (рис. 48). Отверстия, оставшиеся от люверсов для ползунков, должны быть тщательно залатаны так, чтобы они свободно проходили в лик-паз.
        Иногда приходится делать обратное – переделывать грот, имеющий ликтрос, входящий в лик-паз, под ползунки. Казалось бы, просто – надо всего лишь заделать люверсы по нижней и передней шкаторинам. Однако этого мало: обязательно нужно переделать еще и фаловый угол. Так как отверстие для присоединения скобы грота-фала проходит, как правило, прямо через фаловую дощечку, то при переделке под ползунки оно окажется слишком далеко от мачты и парус будет морщить. Если же отверстие перенести ближе, то оно может попасть на ткань между дощечкой и ликтросом. Поэтому надо переставить дощечку вплотную к ликтросу, либо поставить другую, несколько большую, таким же образом. Ликтрос обычно удлиняют и обшивают по верхней кромке дощечки (а иногда и немного по задней, дополнительно создавая усиление (рис. 49, а). На дощечку лучше всего поставить два ползунка, бензели которых должны проходить через нее.