Кнопы

        Кноп — это узел на конце троса или снасти, сделанный особым способом для их укрепления. Наиболее часто в парусном спорте применяются кноп-репка, простой кноп, стопорный и сдвижной (вантовый) кноп (рис. 69).

Рис. 69. Кнопы

        Репка — цилиндрический кноп, заменяющий марку. Делается он так: распущенные пряди троса складывают крестом и пробивают в трос 2—4 раза, каждый раз обтягивая.
        Простой кноп делают таким образом. Распускают конец троса на пряди до марки, обносят их одна под другую против часовой стрелки и обтягивают. После этого пряди пробивают еще раз рядом с прядями получившегося полуколеса так, чтобы они выходили из середины кнопа вверх. Получается так называемое колесо. Оставшиеся концы прядей обрезают или скручивают вместе, кладут марку и у марки обрезают.
        Стопорный кноп начинают с полуколеса, на него накладывают репку, затем делают еще раз репку. Получается большой круглый кноп — кноп с двойной репкой. Заканчивают его, пробивая пряди под шлаги колеса вниз (чтобы они вышли у шейки кнопа), и обрезают вплотную у троса Применяется на концах переносных стопоров, буйрепов, фалиней (когда фалинь пропускают через отверстие в банке или брештуке).
        Сдвижной (вантовый) кноп начинают делать, как и короткий сплесень, с роспуска двух концов тросов до марки на пряди. Затем тросы сводят так, чтобы марки сблизились вплотную. После этого пряди первого троса вяжут полуколесом над маркой второго, а пряди второго — над маркой первого. Обтянутые пряди раскручивают, укладывают вдоль тросов и закрепляют многошлажными марками из шкимушгара. Делают такой кноп при сращивании растительных тросов, если не нужно пропускать их через блоки, кипы, роульсы, вместо короткого сплесня.

        Бензели

Рис. 70. Бензель

Бензели (рис. 70) — особый вид перевязки из шкимушгара, линя или бен-зельного троса — употребляют для плотного соединения двух параллельно расположенных тросов. Место их соединения обертывают парусиной, после чего линем накладывают на это место шлаги. Линь, который служит для накладывания бензеля, должен иметь на одном конце очко; другой конец его распускают, счесывают и снова заплетают — таким образом получается хвостик.
        Обернув линь удавкой вокруг тросов, кладут 10—20 шлагов, хорошо обтягивая их драйком, предварительно положив под шлаги протаску — парусную нитку, сложенную петлей. Наложив шлаги и протащив ходовой конец под ними в обратном направлении, накладывают второй ряд шлагов в промежутки между первыми, но более слабо. Протащив вторично ходовой конец линя под шлагами, бензель крыжуют, накладывая поперек него между тросами 2—3 шлага этим же линем. Наложив крыж, конец линя пробивают под шлаги между тросами и крепят на одном из тросов выбленочным узлом.

        Клетневание

Рис. 71. Клетневание

Клетневание — это обматывание троса узкой полоской парусины, а затем поверх нее — парусной ниткой, шнуром, шкимушгаром или линем — в зависимости от толщины троса, чтобы сделать поверхность троса более ровной. На яхтах обязательно клетнюют все огоны и сплесни на стальных тросах (рис. 71).
        Отрезав узкую длинную ленту парусины — клетневину, ее олифят и спиралью обматывают нужное место на тросе. Закрепив конец клетневины маркой, сверху на нее накладывают клетень из достаточно прочного шнура, не портящего внешний вид троса. Шлаги клетня обтягивают возможно плотнее. Конец клетня закрепляют так же, как у марки, пропустив его в обратную сторону под его шлаги.

        Некоторые работы с парусами

        Обычно шьют паруса в парусных мастерских. Яхтсмену приходится заниматься главным образом некоторыми ремонтными работами.
Рис. 72. Ремонт парусов

        Наиболее важные ремонтные работы — это починка лопнувших швов, ремонт мелких разрывов ткани, постановка заплат, заделка люверсов и пришивка оторвавшегося ликтроса.
        Лопнувшие швы чинят на швейной машине «Зигзаг», в крайнем случае на простой машине или вручную, простым швом, не стягивая и не распуская швов во избежание искажения формы паруса.
        Если на парусе обнаружен небольшой разрыв по нитке, его сшивают как показано на рис. 72. Удлинение стежков через один делается для того, чтобы усилия распределялись равномерно по парусине.
        При большом разрыве накладывают заплату (рис. 72). Приметав заплату на место, пришивают ее края, затем надрезают и подгибают края разрыва и прошивают их по контуру четырехугольника.
        Для заделки люверсов сплетают из шкимушки или парусной нитки или делают из проволоки кольцо нужного диаметра и обшивают его ниткой, как показано на рис. 72. Отверстие в ткани должно быть меньше диаметра заготовленного кольца.
        Ликтрос к парусу пришивают парусной ниткой, пропуская иголку под каждую прядь троса. При этом трос нужно натянуть сильнее, чем парусину; он не должен закручиваться. Правильно пришитый ликтрос должен стремиться прогнуться в сторону парусины, как показано на рис. 72; обратный выгиб свидетельствует о том, что трос был натянут слабее, чем парусина, а это неправильно.

        Некоторые другие такелажные работы

        На яхте часто приходится изготовлять некоторые вспомогательные приспособления из тросов и парусины. К таким приспособлениям относятся, в частности, бросательные концы с легостями и кранцы.
        Бросательный конец служит для передачи на берег (причал) или на другое судно швартовов, буксирных концов или других тросов, диаметр и вес которых не всегда позволяет передать их непосредственно. Бросательный конец делается из линя или тонкого плетеного фала длиной около 20 м, вполне достаточной для применения на больших судах. На коренном конце бросательного конца, которым он крепится к подаваемому тросу, заделывается огон, а на ходовом конце — легость (маленький яйцеобразный мешочек из парусины со стропкой, в который насыпается 100 - 150 г песка).
        Кранцем называется приспособление, служащее для смягчения ударов и предохранения бортов яхты от повреждений при подходе ее к причалу, борту другого судна или стоянке у них.
        Наибольшее распространение на яхтах имеют мягкие кранцы, состоящие из круглого парусинового мешка, набитого крошеной пробкой, поролоном, расплетенными на каболки и раздерганными на нити кусками старого троса, капкой из списанных спасательных жилетов и т. п. Важно, чтобы кранец был плотно набитым и имел хорошие амортизирующие свойства. Верхняя часть кранца снабжается стропкой, в которую ввязывается штерт достаточной длины, при помощи которого кранец подвешивается в нужном месте.
        Простейший кранец может быть сделан из куска троса, сложенного вместе в несколько раз и перевязанного в двух-трех местах.
        Размеры кранцев зависят от величины яхты и могут быть 10 - 15 см в диаметре и 20 - 30 см в длину.

С о д е р ж а н и е

1
От авторов
Введение
Парусный спорт в России
2

Парусный спорт в Советском Союзе Парусный спорт за рубежом
Что такое парусный спорт?

3
Классификация парусных яхт
Основные части яхты
Типы парусных яхт
Различия яхт по форме корпуса
4
Различия яхт по типу вооружения
Спортивная классификация парусных яхт
Советская классификация
5
Устройство и вооружение яхты
Корпус
6
Основные детали набора деревянной яхты
Обшивка и палубный настил
Рулевое устройство и шверт
7

Паруса
Рангоут и стоячий такелаж
Бегучий такелаж

8
Дополнительные и штормовые паруса
Дельные вещи и оборудование яхты

Предметы снабжения парусной яхты
9
Такелажные работы
Терминология такелажных работ
Общие сведения о тросах
Выделка тросов
Прочность тросов
10 Марки
Роспуск бухт и хранение тросов
Инструмент для такелажных работ
Узлы
11 Сплесни и огоны
Кнопы
Бензели
12 Клетневание
Некоторые работы с парусами
Некоторые другие такелажные работы
13 Судовые работы
Зимовка судна
Подготовка к ремонту яхты
14 Ремонт корпуса и вооружения
Малярные работы
Спуск на воду и вооружение яхты
15 Уход за яхтой в период навигации
Разоружение и уборка яхты по окончании навигации
16 Основы теории парусной яхты
Требования, предъявляемые к парусной яхте
17 Теоретический чертеж яхты
Глиссирование
18 Ветер
Вымпельный ветер
Основные сведения из теории паруса
19 Управление яхтой в различных условиях плавания
Экипаж и его функции
Одежда яхтсмена
20 Терминология
Подготовка к плаванию
Постановка и уборка парусов
21 Основные правила управления яхтой
Курс бейдевинд
Лавировка
Поворот оверштаг
22 Поворот через фордевинд
Полные курсы
Плавание под спинакером
23 Плавание в свежую и штормовую погоду
Дрейф под парусами
Встреча со шквалом
Отход от места стоянки и подход к нему
24 Отход от бочки и подход к ней
Отход от причала и подход к нему
Съемка с якоря и постановка на якорь
Швартовка
25 Особые случаи плавания
О хорошей морской практике
Тузик
“Человек за бортом!”
Опрокидывание швертбота
26 Аварии и их ликвидация
Буксировка
Оказание помощи судну, терпящему бедствие
Яхта на мели
27 Правила плавания и связи
Правила предупреждения столкновения судов на море
Правила плавания по внутренним судоходным путям РСФСР
28 Зрительные сигналы на речных судах (правила несения огней)
Средства связи на яхтах
Флаг на яхте и правила его несения
29 Что читать яхтенному рулевому
Основные данные килевых яхт
Шкала ветра
30 Шкала волнения
Значения однобуквенных сигналов МСС
Таблица азбуки Морзе