Ветер
        Ветер характеризуется двумя основными элементами: направлением, в котором перемещается воздух, и скоростью, с которой происходит это перемещение. Направление ветра в морской практике принято означать той частью горизонта, откуда он дует. Таким образом, ветер, при котором воздух перемещается с юга на север, будет южным. Скорость его обычно определяют в метрах в секунду или в узлах.
        Практически для определения скорости ветра учитывают производимое им действие, измеряя таким образом его силу, и уже по ней судят о скорости. Так, в шкале Бофорта (см. приложение 3) приводится таблица, где сила ветра определяется в баллах, и дается соответствующая ей скорость в м/сек, а также внешние признаки действия ветра.
        Таким образом, можно говорить о силе ветра во столько-то баллов, но нельзя сказать, что сила ветра 5 м/сек, или 10 узлов.
        На яхте скорость ветра измеряют с помощью анемометра. Ручной анемометр (наиболее распространенного типа) состоит из вертушки и системы зубчатых колес, связанных со стрелками. Для определения скорости ветра его укрепляют на торце двух-трехметрового шеста, записывают отсчет стрелок и, установив на открытом месте, включают с помощью тонкого шнурка. Одновременно пускают секундомер. Через 100 сек., также с помощью шнурка, анемометр останавливают и записывают отсчет. Разность отсчетов, деленная на 100, даст скорость ветра в м/сек. Для более точного измерения полученную скорость ветра нужно умножить на поправочный коэффициент из специальной таблицы, приложенной к аттестату анемометра.
        На яхтах часто используют анемометры типа АРИ-49, которые сразу показывают скорость ветра в м/сек.
        Ветер только при небольших скоростях (до 4 м/сек) спокойный — частицы воздуха перемещаются по параллельным траекториям. При скорости свыше 4 м/сек воздушный поток приобретает завихренный (турбулентный) характер, при котором пути отдельных струй воздуха пересекаются и становятся весьма сложными.
        В силу вихревого строения направление и скорость воздушных струй в каждой точке воздушного потока непрерывно меняются. Резкие изменения скорости ветра называются порывами. Сильный ветер более порывист, чем слабый.
        Ветер с резкими, значительными по силе порывами, продолжающимися несколько минут подряд, называется шквалистым, а резкое увеличение скорости и направления ветра в течение небольшого промежутка времени на фоне более слабого ветра, а иногда и штиля, называется шквалом.
        Ветер, направление которого часто меняется, называется неустойчивым. Наиболее неустойчивы слабые ветры. Хотя неустойчивость ветра и возрастает с увеличением средней скорости, но при сильном ветре она не так заметна и меньше сказывается на работе парусов, чем при слабом.
        Образование ветра обусловливается перемещением воздушных масс из областей с высоким атмосферным давлением в область низкого с отклонением до 60° в северном полушарии вправо, а в южном — влево. Отклонение перемещающихся масс воздуха вызывается вращением Земли. Поскольку у экватора всегда существует более низкое атмосферное давление, над океанами дуют постоянные ветры: северо-восточные пассаты — в северном полушарии и юго-восточные — в южном, распространяющиеся до 26—35-й параллели.
        Периодическое (годовое) изменение атмосферного давления в различных областях земного шара вызывает сезонные ветры — муссоны. Зимой атмосферное давление выше над материками, летом — над океанами; поэтому зимой ветры дуют с материков на океаны, а летом — с океанов на материки, также отклоняясь вправо в северном полушарии и влево в южном. На территории Советского Союза муссоны дуют на Дальнем Востоке.
        Ветры, вызываемые неодинаковым атмосферным давлением в смежных областях земной и водной поверхности, называют барическими; ветры, возникающие по местным причинам и захватывающие ограниченные районы, называются местными. К таким ветрам относятся в первую очередь бризы, практически наиболее важные для парусного спорта.

Рис. 88. Схема дневного и ночного бризов

        Бризы—ветры, дующие на морских (озерных) побережьях. Они меняют направление два раза в сутки: днем с 9— 10 часов утра по местному времени бриз дует с воды на сушу; после захода солнца начинается ночной бриз—с суши на воду (рис. 88). Бризы в умеренных широтах наблюдаются больше в первой половине лета.
        Зона действия бриза в море и на суше не превышает 30—40 км. Бриз дует и на суше, например на границе полей и леса, где более влажный, медленно прогревающийся и медленнее остывающий лес играет роль «воды», а поля — «суши». Легко понять, что у скалистых, песчаных, безлесных берегов бриз сильнее, чем у болотистых и лесистых; это нередко приходится принимать в расчет.
        Воздушный поток, соприкасаясь с поверхностью земли или воды, несколько задерживается, поэтому с высотой скорость ветра увеличивается.

На рис. 89 показан примерный график изменения скорости ветра в зависимости от высоты над уровнем моря.
        Сила и направление ветра в течение дня меняются: обычно при хорошей установившейся погоде до 14—15 час. ветер усиливается, а затем начинает ослабевать. Усиливаясь, ветер обычно изменяет направление вправо, а ослабевая, — влево.

Рис. 89. Изменение скорости ветра с высотой

        Береговая черта с препятствиями (высокий обрывистый берег, лес, близко расположенные к воде здания и т. п.) возмущает поток ветра, изменяет его направление и скорость, а также делает более завихренным. При ветре с берега высокие препятствия создают с подветренной стороны ветровую тень, и в пограничной зоне этой тени изменяются направления и скорость воздушной струи.
        Высокие лесистые берега значительно ослабляют ветер. Действие леса (при ветре с берега) сказывается на расстоянии 150—200 м. У очень высоких, обрывистых берегов при ветре, дующем перпендикулярно к берегу, затишье (мертвая зона) может распространяться на несколько сот метров.
        В море вдали от берега ветер более постоянен, чем в прибрежной полосе, проливах, реках.
        Отметим основные особенности ветрового потока, с которыми чаще всего приходится сталкиваться на практике.
        1. Когда ветер дует со стороны воды и перпендикулярно к берегу, под высоким берегом или стенкой у самой воды образуется обратный ветер, действующий на расстоянии, приблизительно равном высоте препятствия. Это хорошо видно зимой, когда у подножия препятствия с наветренной стороны не наметает снега.
        2. Ветер, пересекающий наискось долину реки (пролива), отклоняется в середине долины по ее направлению.
        3. При ветре со стороны высокого берега, против глубоких оврагов воздушный поток значительно увеличивает скорость и расходится веером. Особенно заметно это явление при ночном бризе.
        4. Очень слабый ветер неустойчив. При затихающем ветре отдельные порывы и полосы ветра указывают направление нового ветра, который вскоре задует.
        5. Сильный ветер, как правило, порывист.
        6. Кучевые облака сопровождаются местным усилением слабого ветра (в пределах тени облака с наветренной стороны), мощные кучевые и грозовые— шквалом.
        7. С высотой скорость ветра увеличивается. Это особенно заметно на озерах и реках с высокими, лесистыми берегами, когда при слабых ветрах яхты с более высоким вооружением имеют под берегом заметное преимущество в скорости по сравнению с яхтами с низкой парусностью. Такое явление наблюдается и в море, но в меньшей степени.
        8. На озерах и больших реках в жаркие, штилевые дни ближе к полудню ветер можно найти, идя ближе к берегу. Вечером, после захода солнца, надо держаться ближе к безлесному, сухому берегу.
        9. Ветер, усиливаясь, как правило, поворачивает направо, а ослабевая — налево.

        Вымпельный ветер
        Скорость и направление воздушного потока, встречаемого движущейся яхтой, зависят не только от истинного ветра, но и от скорости яхты.
        Направление ветра по-разному воспринимается людьми, находящимися на движущейся яхте и на берегу.
        При неизменном направлении ветра относительно водной поверхности направление флюгарки (вымпела) яхты будет меняться в зависимости от скорости и курса судна. Чем быстрее идет яхта, тем больше вымпел отклоняется к корме.
        Направление действующего на движущуюся яхту и ее паруса ветра не совпадает с направлением истинного ветра, которое мы наблюдаем, например, по дыму заводских труб, флагам на берегу и т. п. Причина этого явления — влияние движения самой яхты на направление воздушного потока, воспринимаемого судном и его парусами.
        Если в полный штиль начать буксировать яхту за катером, то паруса ее заполощут, а вымпел растянется.
        В этом случае вымпел покажет так называемый курсовой ветер, равный скорости яхты и направленный в сторону, обратную ее курсу. При наличии истинного ветра вымпел расположится по направлению равнодействующей скоростей истинного и курсового ветров, показывая так называемый вымпельный ветер.

Рис. 90. Вымпельный ветер на разных курсах

        Обратимся к рис. 90. В положении а яхта идет с углом истинного ветра (УВ) 45° со скоростью около 3 м/сек при ветре 8 м/сек. Скорость вымпельного ветра есть геометрическая сумма скоростей истинного и курсового ветров и в этом случае равна примерно 10 м/сек, а угол вымпельного ветра (УВВ) составляет около 32°. Скорости и углы вымпельного ветра для углов истинного ветра 90, 135 и 180° показаны на положениях б, в, г.
        На острых курсах действие на яхту истинного и курсового ветров складывается, поэтому вымпельный ветер заметно ощущается даже при тихой погоде. Наоборот, на курсе фордевинд истинный ветер (направленный с кормы) и курсовой ветер (направленный с носа) взаимно противоположны, и в этом случае вымпельный ветер ощущается очень слабо. Паруса всегда ставятся в зависимости от вымпельного ветра, так как именно его скоростью и направлением определяется давление на паруса.

Рис. 91. При слабом ветре вымпел отклоняется больше, чем при сильном

        Известно, что скорость яхты растет медленнее, чем скорость истинного ветра. Следовательно, разница между углами ветра истинного и вымпельного уменьшается с увеличением скорости ветра. В этом легко убедиться. Рассмотрев рис. 90 и 91, мы можем сделать следующие выводы:
        — работа парусов яхты определяется не истинным, а вымпельным ветром;
        — вымпельный ветер на всех курсах, кроме курса фордевинд, всегда острее, чем истинный;
        — скорость вымпельного ветра на острых курсах всегда больше, а на полных меньше скорости истинного,
        — при сильных ветрах отношение скорости судна к скорости ветра меньше, чем при слабых. Поэтому скорость вымпельного ветра при слабых ветрах гораздо больше отличается от скорости истинного ветра. Это практически используют при так называемой лавировке на фордевинд, когда выгоднее идти по ломаной линии и галсами в бакштаг, чем по прямой курсом фордевинд. На буерах, катамаранах и глиссирующих судах, скорость которых увеличивается почти пропорционально скорости ветра (в известных пределах), лавируют на фордевинд и при средних ветрах.
        Изменение скорости истинного ветра при лавировке заставляет изменять курс для сохранения оптимального угла вымпельного ветра. Каждому яхтсмену известно, что при порывах ветра можно идти круче к истинному ветру, а при ослаблении его приходится уваливать. Обратимся к рис. 92, на котором Uвектор истинного ветра, V — вектор курсового ветра (скорость яхты), W—вектор вымпельного ветра, и ab — оптимальный угол вымпельного ветра, обеспечивающий наивыгоднейшую скорость лавировки.

Рис. 92. В полосе сильного ветра можно идти круче

        Допустим, яхта попала в полосу более сильного ветра того же направления, вектор которого на рисунке обозначен U1.Она вначале по инерции будет идти с прежней скоростью V, а вектор вымпельного ветра окажется равным W1, и направление его отойдет от курса яхты еще на угол Да. Таким образом, сохраняя оптимальный угол вымпельного ветра аь, можно привестись на величину угла Да. Увеличение скорости ветра, в свою очередь, несколько увеличит скорость яхты, и придется чуть-чуть увалиться, и все же курс будет круче первоначального. При ослаблении ветра — противоположная картина: надо уваливаться.
        Теперь представим себе, что в полный штиль яхту (без парусов) несет быстрое течение. Очевидно, как и при буксировке, судно встретит поток воздуха, скорость которого равна скорости течения воды, но направленной в противоположную сторону. Таким образом, течение воды, сообщая яхте движение относительно воздуха, также влияет на вымпельный ветер, а следовательно, и на крутизну лавировки следующим образом:
        — при лавировке по течению вымпельный ветер усилится и угол его будет больше, чем при отсутствии течения;
        значит, яхта может идти круче, а снос течением увеличит ее скорость относительно берега:
        — при лавировке против течения вымпельный ветер уменьшится и угол его будет меньше. Яхте придется идти полнее (относительно истинного ветра), а течение будет уменьшать ее скорость относительно берегов.

Рис. 93. Изменение вымпельного ветра с высотой

        В заключение остановимся на одном очень важном с точки зрения работы паруса моменте. Напомним, что с высотой скорость ветра возрастает. Если построить параллелограммы скоростей ветра на разных высотах паруса (рис. 93), можно видеть, что при скорости яхты 3,5 м/сек и угле истинного ветра 45° скорость вымпельного ветра с увеличением высоты от 2 до 12 м возрастает с 7.8 до 10 м/сек. При этом угол вымпельного ветра (УВВ) увеличивается от 25 до 30°.
        Вот почему парус необходимо кроить так, чтобы для сохранения оптимального угла атаки он несколько закручивался снизу вверх, с «отвалом» задней шкаторины под ветер. Надо сказать, что эта закрутка, естественно, может быть больше при слабых ветрах, чем при сильных.

 

 

 

 

 

С о д е р ж а н и е

1
От авторов
Введение
Парусный спорт в России
2

Парусный спорт в Советском Союзе Парусный спорт за рубежом
Что такое парусный спорт?

3
Классификация парусных яхт
Основные части яхты
Типы парусных яхт
Различия яхт по форме корпуса
4
Различия яхт по типу вооружения
Спортивная классификация парусных яхт
Советская классификация
5
Устройство и вооружение яхты
Корпус
6
Основные детали набора деревянной яхты
Обшивка и палубный настил
Рулевое устройство и шверт
7

Паруса
Рангоут и стоячий такелаж
Бегучий такелаж

8
Дополнительные и штормовые паруса
Дельные вещи и оборудование яхты

Предметы снабжения парусной яхты
9
Такелажные работы
Терминология такелажных работ
Общие сведения о тросах
Выделка тросов
Прочность тросов
10 Марки
Роспуск бухт и хранение тросов
Инструмент для такелажных работ
Узлы
11 Сплесни и огоны
Кнопы
Бензели
12 Клетневание
Некоторые работы с парусами
Некоторые другие такелажные работы
13 Судовые работы
Зимовка судна
Подготовка к ремонту яхты
14 Ремонт корпуса и вооружения
Малярные работы
Спуск на воду и вооружение яхты
15 Уход за яхтой в период навигации
Разоружение и уборка яхты по окончании навигации
16 Основы теории парусной яхты
Требования, предъявляемые к парусной яхте
17 Теоретический чертеж яхты
Глиссирование
18 Ветер
Вымпельный ветер
Основные сведения из теории паруса
19 Управление яхтой в различных условиях плавания
Экипаж и его функции
Одежда яхтсмена
20 Терминология
Подготовка к плаванию
Постановка и уборка парусов
21 Основные правила управления яхтой
Курс бейдевинд
Лавировка
Поворот оверштаг
22 Поворот через фордевинд
Полные курсы
Плавание под спинакером
23 Плавание в свежую и штормовую погоду
Дрейф под парусами
Встреча со шквалом
Отход от места стоянки и подход к нему
24 Отход от бочки и подход к ней
Отход от причала и подход к нему
Съемка с якоря и постановка на якорь
Швартовка
25 Особые случаи плавания
О хорошей морской практике
Тузик
“Человек за бортом!”
Опрокидывание швертбота
26 Аварии и их ликвидация
Буксировка
Оказание помощи судну, терпящему бедствие
Яхта на мели
27 Правила плавания и связи
Правила предупреждения столкновения судов на море
Правила плавания по внутренним судоходным путям РСФСР
28 Зрительные сигналы на речных судах (правила несения огней)
Средства связи на яхтах
Флаг на яхте и правила его несения
29 Что читать яхтенному рулевому
Основные данные килевых яхт
Шкала ветра
30 Шкала волнения
Значения однобуквенных сигналов МСС
Таблица азбуки Морзе