ВВЕДЕНИЕ

Романтика парусного спорта всегда привлекала к себе людей. Однако стоимость яхты, да и, пожалуй, необходимость добираться до места стоянки 2-3 часа зачастую охлаждали даже самые горячие сердца энтузиастов.

Так продолжалось многие десятилетия. И вот в начале 70-х годов в мир парусного спорта буквально ворвался новый снаряд – парусная доска. Своеобразие этого снаряда таково, что на первых порах его даже не признавали за парусное судно. Спортсмен здесь стоит на узкой и довольной длинной доске и управляет ею, манипулируя мачтой, соединённой с палубой при помощи шарнира. Именно парус на мачте выполняет роль и движителя и руля.

Устройство парусной доски настолько просто, что цены на промышленные экземпляры вполне доступны, а если нет возможности купить её в магазине, то совсем несложно группе в 3-5 человек сделать несколько снарядов самостоятельно.

Есть у парусной доски и ещё одно преимущество. Хранение её в межсезонье легко организовать на балконе городской квартиры или в гараже, транспортировка к месту отдыха или соревнований тоже не представляет никакой трудности. На верхнем багажнике "Жигулей" свободно можно разместить 2-4 комплекта парусных досок; можно перевозить её на прицепе за велосипедом или сдать в багажный вагон поезда. Ну а для катания на этом мини-паруснике достаточно водоемы глубиной около метра.

УРОК 1.

Устройство парусной доски

Основные части и размеры парусной доски обозначены на рис.1...3. Этот снаряд имеет обтекаемую форму, чем-то напоминает крыло планера или самолёта. Но так кажется только с первого взгляда. На самом деле форма корпуса выбрана специально для плавания по воде. Изготавливают корпус из различных материалов: современных пластмасс (полистиролов, полиэтиленов, стеклопластика и т.п.). Мачту с гиком-уишбоном устанавливают на палубу при помощи универсального шарнира, который позволяет мачте с парусом вращаться во всех направлениях и отклоняться от вертикали более чем на 90°. Парус обычно имеет площадь 5-6 кв.м. В средней части корпуса установлен шверт. Шверт бывает поворотного и кинжального типов. Для стабилизации движения по курсу в корме устанавливают небольшой неподвижный плавник – скэг. Для удобства управления и снаряжения парусной доски имеется целый ряд дополнительных устройств, но их может и не быть.

Снаряжение

В большинстве районов нашей страны из-за климатических уело вий сезон занятий виндсерфингом может длиться всего 3–4 месяца, продлить его до полугода и более можно при наличии гидрокостюма (рис.4). Состоит он из брюк, куртки, шлема и сапожек.

Наиболее часто спортсмены надевают брюки от гидрокостюма и так называемую ветровку. Такая одежда предохраняет спортсмена от перегрева, обдувания ветром и излишних потерь тепла. В более холодную погоду нелишне под ветровку надеть облегающий шерстяной свитер. Многие ошибочно полагают, что при температуре воды около 4–5° гидрокостпом плохо предохраняет тело. Смеем вас заверить, что глубокой осенью при сильном ветре, когда требуется мобилизация всех сил для борьбы со стихией, вас больше будет беспокоить чрезмерная жара.

Гидрокостюм должен плотно облегать фигуру, но в то же время не стеснять движений и не затруднять кровообращения. Следует иметь в виду, что при физических нагрузках объем мышц несколько увеличивается. На ноги поверх резиновых сапожек обязательно надевают кеды. Кеды, во-первых, продлят срок службы сапожек, во-вторых, предохранят ноги от нежелательных проскальзываний по мокрой палубе, в-третьих, в кедах и сапожках легче сохранить ноги в тепле.

Обязательным в снаряжении является также спасательный жилет (рис.4). Прежде чем спустить парусную доску на воду, надо надеть спасательный жилет. Управление парусным спортивным судном без спасательного жилета недопустимо!

УРОК 2.

Основные курсы парусников

Виндсерфинг – вид парусного спорта. И, как в любом виде спорта, в нем есть своя терминология. Чтобы в дальнейшем вам легко было понимать друг друга, познакомьтесь с некоторыми понятиями.

Как бы вы ни располагались на воде, ветер будет дуть с какой-нибудь одной стороны В зависимости от направления движения относительно ветра различают основные курсы: бейдевинд, галфвинд, бакштаг и фордевинд.

Курс бейдевинд – это когда виндсерфер движется навстречу ветру, но никак не против ветра!

Одним словом, бейдевинд – такой курс, когда ветер дует спереди-справа или спереди-слева. Если ветер дует прямо спереди, такой курс называют нежно "левентик". Положение "левентик" яхта проходит при выполнении поворота оверштаг.

Зачастую бывает так, что парусник движется точно бортом перпендикулярно к направлению ветра. Такой курс называют галфвинд – в переводе с голландского это означает полветра.

Ну а когда виндсерфер идет по ветру? Такой курс носит название бакштаг – ветер дует сзади-слева или сзади-справа. Когда ветер дует точно с кормы, курс называют фордевинд.

Как вы заметили, в какую бы сторону ни двигалась парусная доска, курсы её получают наименование от того, с какой стороны дует ветер. Только к названиям "бейдевинд", "галфвинд", "бакштаг" добавляют "правого галса", если ветер дует справа, и "левого галса", если ветер дует слева (рис.5).

Каждого из вас наверняка заинтересует вопрос, откуда берутся силы, способные разогнать виндсерфер до больших скоростей?

Посмотрите на рис.6. Как видите, перед мачтой поток воздуха как бы растекается на две части: одна часть со стороны выпуклости (подветренная – Sп), другая – со стороны вогнутости (наветренная – Sн). На подветренной стороне площадь потока воздуха уменьшается из-за выпуклости паруса, а по закону Бернулли скорость его соответственно увеличивается. Следовательно, давление в потоке уменьшается. На наветренной стороне паруса увеличение площади сечения потока приводит к увеличению давления (Рн > Ратм). Примерно так воздействует набегающий поток на крыло самолета. Таким образом, на одной стороне паруса образуется разрежение, а на противоположной – повышенное давление. Именно эта разность давлений и создает тягу паруса. Равнодействующая этих сил (F) получила название аэродинамической силы.

Представьте себе, что вы стоите на парусной доске, которая равномерно и прямолинейно движется курсом b по отношению к ветру. Эта ситуация изображена на рис.7 Правда, несколько упрощенно. Если взглянуть с палубы повнимательней, то можно заметить, что парусная доска движется немного под углом, этот угол S называют углом дрейфа. Сила тяги (Fx) , направленная вперед, уравновешивается силой сопротивления (Rx). А сила дрейфа (F), направленная перпендикулярно, уравновешивается силой бокового сопротивления (Ry).

Внимательно посмотрите на рисунок, и вы сразу заметите, что аэродинамические силы и силы сопротивления приложены в разных точках: ЦП – центр парусности и ЦБС – центр бокового сопротивления.

Естественно, что возникающие моменты сил уравновешиваются усилиями спортсмена. Изменяя величину этих моментов и их направление, можно без труда управлять направлением движения виндсерфера только наклонами мачты в разные стороны. Как это происходит? Спортсмен смещает точку приложения аэродинамических сил (ЦП) по отношению к точке приложения гидродинамических сил (ЦБС) и управляет движением парусной доски, совершая раз личные маневры.

Порой зрители, стоя на берегу, удивляются, что парусник движется как-то странно относительно ветра. Дело в том, что рулевой виндсерфера ощущает не тот ветер, что неподвижный наблюдатель (истинный ветер), – на движущемся судне парус реагирует на кажущийся (вымпельный) ветер Вымпельный ветер складывается из истинного ветра и набегающего потока благодаря движению виндсерфера. Именно поэтому вымпельный ветер меняется по величине и направлению в зависимости от скорости и курса виндсерфера (рис.8, д).

Как же правильно располагать парус относительно вымпельного ветра? Оказывается, тяга паруса наибольшая, если передняя часть профиля паруса располагается по касательной к направлению вымпельного ветра. На рис.8, б показано, что именно в этом положении передней кромки паруса к ветру полная аэродинамическая сила паруса (F), приложенная к центру парусности (ЦП) и спроектированная на центр бокового сопротивления (ЦБС), дает максимальную тягу (Fx) и наименьший дрейф (Fy) – снос под ветер. При перебранном парусе даже более полная аэродинамическая сила паруса (F) дает меньшую тягу (Fx, ) и резко возрастающий дрейф (Fy,). При недобранном парусе (рис.8,в) передняя кромка заполаскивает, действующий центр парусности смещается назад. В этом случае из "работы" исключается вся передняя часть паруса и соответственно уменьшается тяга.

Практически надо следовать правилу: всегда держать переднюю кромку паруса на грани заполаскивания (рис.8,г) Это правило справедливо на всех курсах, кроме фордевинда, когда парус надо располагать перпендикулярно к ветру.

Величина силы тяги зависит не только от положения паруса относительно ветра, но и в значительной степени от его формы. Чем более сильный ветер, тем более плоским должен быть профиль у паруса.

УРОК 3.

Как управлять виндсерфером?

Доска под парусом, как и любой другой парусник, может совершать определенные маневры приведение к ветру (разворот носом в ту сторону, откуда дует ветер), уваливание (разворот в ту сторону, куда дует ветер) Обратимся еще раз к рис 7. Как видим, для прямолинейного движения – курсом бейдевинд – ЦП должен быть расположен на одной вертикали с ЦБС Чтобы парусник повернулся носом по ветру – увалялся, надо так переместить ЦП относительно ЦБС, чтобы появился вращающий момент (рис 9). Иными словами, мачту надо наклонить вперед, а положение паруса относительно ветра сохранить, поддерживая его наибольшую тягу. Маневр приведения состоит в том, чтобы создать вращающий момент, разворачивающий парусник носом против ветра Это достигается наклоном мачты назад.

Если парусная доска движется курсом галфвинд (перпендикулярно к ветру), то маневрирование совершают несколько иначе управляющие моменты создают наклонами мачты на ветер к лед ветер. Это хорошо видно на рис.10.

Свои особенности при маневрировании и на полных курсах, когда ветер дует с кормы На рис.11 видно, что маневры уваливания и приведения носят несколько условный характер, однако на практике вы легко научитесь различать их.

Освоив маневрирование при прямолинейном движении, научитесь водить парусную доску змейкой на любом из перечисленных кур сов (см рис. 12, б), приступайте к разучиванию поворотов оверштаг и фордевинд Поворот оверштаг совершают, когда парусник идет острым курсом и пересекает линию ветра носом, а фордевинд – на полных курсах, когда корма пересекает линию ветра.

Практически же изменяют направление движения виндсерфера (курс относительно ветра) в основном наклонами мачты в диаметральной плоскости в направлении носа или кормы. Управляющее устройство передается на мачту с парусом через гик (рис.12,д). Если гик держать примерно параллельно поверхности воды, мачта занимает вертикальное положение – сохраняется прямолинейное движение. Если наклонить гик. а одновременно с ним и мачту к « носу, виндсерфер начнет поворачиваться в ту сторону, куда дует ветер (уваливаться), т.е. совершать плавное дугообразное движение под ветер. Если наклонить мачту к корме, то виндсерфер начнет плавно поворачивать в ту сторону, откуда дует ветер (приводиться).

Таким образом, наклонами мачты к корме и к носу можно изменять направление движения виндсерфера в довольно больших пределах. Если выполнять эти маневры попеременно, то можно проходить трассы типа слаломной (рис 12,6). Иногда выполняют маневры подбиранием и потравливанием паруса с одновременным перемещением массы спортсмена (рис.12,в).

УРОК 4.

Правила расхождения парусников.

Освоив основы теории, вы, естественно, зададите себе вопрос" кто должен уступать дорогу, а кто пользоваться преимуществом?

Виндсерфер, как и любое самодвижущееся транспортное средство, должен подчиняться определенным правилам движения. Главное правило для всех парусников: следующий правым галсом (когда ветер дует в правый борт) виндсерфер имеет право дороги. Это значит, что такому судну должны уступить дорогу все парусники, следующие левым галсом (рис. 13 г и б). В случае, если на пересекающихся курсах встречаются два виндсерфера, следующие одним галсом, наветренный (тот, который выше по ветру) уступает дорогу подветренному (рис. 13,г и д).

Как известно, парусники имеют право дороги перед моторизованными судами, однако не следует злоупотреблять этим правом, исходя из соображений собственной безопасности. Виндсерферам, кроме того, категорически запрещается выходить на судовой ход транспортного флота и пассажирских судов.

УРОК 5.

 На берегу с парусом.

Прежде чем спустить свой мини-парусник на воду, рекомендуем поупражняться с парусом на суше. Вообще поначалу не следует выходить на воду для проведения первых занятий при ветре сильнее 3 баллов.

В дальнейшем, чтобы понять, что мы имеем в виду, условимся называть ту руку, которая держит парус ближе к шкотовому углу, "шкотовой".

Берите парус, мачту и гик, наденьте парус мачт-карманом на мачту, привяжите гик за оковку к мачте, натяните шкотовый угол.

С помощью друзей положите мачту с парусом на берегу так, чтобы она была обращена в сторону, откуда дует ветер (рис.14). Попросите кого-нибудь удерживать степс мачты на одном месте, чтобы он не проскальзывал на траве или в песке. Встаньте спиной к ветру, ноги расположите по обе стороны от степса, в руки возьмите стартовый конец. Двумя руками начните поднимать мачту. Сначала это действие будет вызывать у вас некоторые затруднения. Не пытайтесь схватить мачту руками, такая попытка обречена на неудачу.

Правильные действия предполагают использование для подъема мачты веса собственного тела. Одновременно с подъемом мачты надо откинуться назад, не перемещая ног. Когда мачта поднята в вертикальное положение, не спешите перехватить её за гик – подержите вертикально за стартовый шкот в положении флюгера. Когда вы почувствуете, что парус без всякого сопротивления поворачивается по ветру, можно попытаться взять мачту за оковку гика. Вновь дайте мачте с парусом свободно полоскаться по ветру.

Если вы держите гик правой рукой, повернитесь правым боком к ветру, лицом к парусу. Попробуйте слегка подобрать парус (наполнить его ветром). Для этого правой рукой отведите мачту на ветер (в сторону ветра) к своему правому плечу. Левой рукой возьмитесь за гик так далеко, как только сможете достать. После этого не спеша наполните парус ветром.

Имейте в виду, что давление на парус резко увеличится, – будьте к этому готовы. Согните ноги в коленях и в момент наполнения паруса ветром слегка откиньтесь назад в сторону ветра. Так вы уравновесите силу тяги, возникшую на парусе. Чем сильнее ветер, тем энергичнее надо выполнять этот прием.

После того как вы освоили этот прием, можно приступать к тренировке на воде.

УРОК 6. 

Без паруса на воде.

Не думайте, что сохранять равновесие на палубе виндсерфера – простое дело. Этому тоже надо учиться.

Спустите парусную доску на воду, но не закрепляйте мачту на палубе, а оставьте её на берегу – для первого урока она не понадобится. Выведите свое судно на глубокое место. Вполне достаточно такой глубины, где шверт не достает дна, – примерно по пояс. Затем ложитесь на палубу животом (рис.15, а) и попробуйте грести, делая движения руками как при плавании стилем баттерфляй (рис. 15,б).

Попробуйте осторожно встать на четвереньки, покачайте корпус влево, вправо, и вы увидите, что судно довольно устойчиво на плаву. Когда у вас появится уверенность в собственной безопасности, попытайтесь встать на ноги. Следите, чтобы ноги стояли в районе шверта. Тогда вам значительно легче сохранять равновесие. Теперь главная задача – выпрямиться в полный рост, может был» вам удастся и оторвать взгляд от собственных ног и оглядеться по сторонам.

Не надо расставлять ноги слишком широко – это не поможет сохранить равновесие, а создаст ложную иллюзию устойчивости. Ноги лучше всего поставить на ширину ступни по обе стороны от швертового колодца. Попробуйте сначала осторожно, а затем более энергично раскачать из стороны в сторону (рис.15,в) корпус виндсерфера и сделать несколько поворотов в одну и другую сторону (рис. 15, г). Вскоре вы на собственном опыте убедитесь, что его не так уж просто опрокинуть, особенно со вставленным швертом.

Как только вы почувствуете себя увереннее, можно понемногу начать перемещаться по палубе. Небольшими шажками пройдите вперед или назад по палубе до тех пор, пока ноги не погрузятся в воду по щиколотку (рис.15, д, е). Проделайте упражнение несколько раз.

В дальнейшем повторите описанные упражнения, но без шверта.

Скачала это покажется вам несравненно сложнее. Однако 2–3 тренировки – и вы увереннее начнете себя чувствовать на палубе виндсерфера, как на палубе океанского судна.

УРОК 7.

Переноска виндсерфера к воде.

Итак, вы стали чувствовать себя свободно на шатком поплавке и готовы приступить к занятиям на воде с парусом. Предварительно неплохо освоить некоторые приемы, которые помогут вам без посторонней помощи управляться с инвентарем.

Если до воды всего несколько шагов, то и в этом случае перенести одновременно доску с парусом довольно трудно даже с посторонней помощью. А в одиночку и не следует браться.

Удобнее всего сначала перенести к воде мачту с парусом, так как парус, лежащий на воде, почти не сносит ветром с того места, куда вы его положили. Мачту с парусом обычно переносят над головой, одной рукой удерживая за гик, другой непосредственно за мачту (рис.16,в).

Прежде чем поднимать парус, оглядитесь по сторонам, определите, откуда дует ветер, не помешают ли вам посторонние предметы, кусты, деревья. Постарайтесь не доставлять окружающим беспокойства. Даже непроизвольный удар мачтой может быть весьма чувствительным.

Нести парус надо так, чтобы ветер дул в него со стороны мачты. В этом случае даже в сильный ветер переноска паруса не доставит никаких затруднений.

Следующим рейсом можно перенести на воду одновременно и доску, и шверт. Обычно корпус виндсерфсра берут одной рукой за швсртовый колодец, прижимая его к бедру (рис. 16, б). На небольшие расстояния и только по песчаному пляжу можно попытаться перенести к воде весь комплект одновременно. Однако этот способ применяют в крайних случаях. Тем более что отсоединение мачты от палубы занимает всего несколько секунд (рис.16,в). 

УРОК 8. 

На воде с парусом.

Для первого занятия с парусом на воде надо выбрать день, когда ветер будет дуть с воды на берег или вдоль береговой линии. Хорошо для первого занятия найти на берегу небольшой залив – это даст вам уверенность, что в критической ситуации вы быстро получите помощь от друзей, оставшихся на берегу, а в крайнем случае ветром вас подгонит к берегу.

Отбуксируйте виндсерфер на глубокое место, заберитесь на палубу, встаньте спиной к ветру и не спеша начинайте выбирать стартовый шкот. При подъеме мачты работайте обязательно двумя руками (рис.17,б,в,г).

Не спешите сразу взять в руки гик или мачту это типичная ошибка всех начинающих. Еще раз подчеркиваем поднимите мачту в вертикальное положение за стартовый шкот, выпрямитесь в полный рост, удерживая мачту в вертикальном положении, дайте парусу свободно полоскаться на ветру. При подъеме мачты из воды дайте возможность вытечь воде, наполнившей парус и мачт-карман.

Итак, вы стоите спиной к ветру и держите мачту вертикально за стартовый шкот двумя руками. Теперь отдышитесь и постарайтесь определить, с какой стороны у вас нос поплавка, с какой - корма. Начинать движение надо носом вперед (когда вы приобретете  достаточный опыт, то убедитесь, что начинать двигаться можно и кормой вперед).

Стартовое исходное положение показано на рис.17,г. Удерживая мачту в вертикальном положении, начните переступать ногами вокруг мачты, чтобы развернуть виндсерфер на 360° сначала в одну, а затем в другую сторону (рис.17,д). Повторите это упражнение несколько раз, и вы убедитесь, что с каждым разом такие развороты будут удаваться вам легче.

УРОК 9.

Старт после падения в воду.

Конечно, первый же выход с парусом не обходится без падений  в воду. То виндсерфер выскользнул из-под ног, то вы забыли, что мачта крепится к палубе универсальным шарниром, и попытались удержаться за нее. Одним словом, придется попадать.

Вы сделали неловкое движение – и оказались в воде! Быстро вынырнув, вы сразу взбираетесь на палубу и, чувствуя на себе сочувствующие взгляды зрителей, хотите сноровисто поднять мачту. Внимание! Вы упустили важный момент, её обратили внимания, откуда дует ветер и с какой стороны (относительно ветра) лежит мачта с парусом. Если ветер дует вам в лицо, а парус лежит на воде с наветренной стороны корпуса (рис. 18,а), не пытайтесь поднимать парус. В лучшем случае вы просто вновь упадете в воду, в худшем – приподнятый из воды топ мачты (верхний её конец), подхваченный встречным порывом ветра, с большой силой и скоростью будет переброшен в вашу сторону и может нанести серьезную травму.

Оказавшись на доске лицом к ветру с парусом на наветренной стороне, надо действовать следующим образом Слегка приподнимите топ мачты над водой, оставив практически весь парус в воде, и, используя напор ветра, переведите мачту через нос или корму виндсерфера на подветренную сторону. Корпус виндсерфера во время этого перевода надо удерживать ногами перпендикулярно к направлению ветра, переступая вокруг степса лицом к мачте (рис. 18, б).

Вы оказались спиной к ветру, мачта перед вами, стартовый шкот в руках. Дальше действуйте обычным порядком. Мы специально подробно разбираем повторный старт из воды, поскольку новички довольно часто оказываются в таком положении. Со временем вы убедитесь, что для подъема паруса из воды с наветренной стороны можно использовать напор встречного ветра. Но для этого надо чувствовать себя на палубе виндсерфера как на суше.

УРОК 10. 

Начало движения курсом бейдевинд.

Поднимите парус из воды и займите исходную стартовую позицию (рис. 19, в). Обе руки находятся на старт-шкоте. Чтобы начать движение, отпустите мачтовой рукой стартовый шкот и перехватите ею гик так, что руки будут скрещены (рис. 19, б). Тотчас же мачтовую руку отведите в сторону ветра, а шкотовую в этот момент перенесите на гик (рис. 19, в) и возьмитесь за него так далеко, как только вы сможете достать (рис.19, г). В этот момент ваша поза будет напоминать позу стрелка из лука.

Теперь можно наполнить парус ветром и начинать движение. Легко сказать: начинайте движение, а как? Очень просто: шкотовой рукой подтяните гик немного к себе (яхтсмены говорят "подберите парус"), к диаметральной плоскости виндсерфера, слегка наклоните мачту с парусом на ветер, одновременно слегка согните ноги в коленях (рис.19, д). Чем сильнее ветер, тем более энергично и быстро надо выполнять этот прием.

Будьте готовы к тому, что после подбирания паруса давление на него резко возрастет. Динамическую нагрузку в этот момент надо компенсировать пропорциональным откидыванием тела в противоположную сторону. По мере возрастания скорости движения мачту постепенно выравнивайте до вертикального положения, сохраняя при этом парус, наполненный ветром. Если вдруг окажется, что давление на парус слишком для вас велико, слегка потравите его – отпустите подальше от себя шкотовой рукой. Вообще ветер должен набегать на парус по касательной к его передней кромке. С возрастанием скорости виндсерфера нагрузка на руки спортсмена понемногу ослабевает.

Теперь вы находитесь в стойке для движения курсом бейдевинд. Колени слегка согнуты и расслаблены, туловище выпрямлено, прогнуто в пояснице и слегка развернуто в сторону ветра, взгляд направлен вперед. Мачта стоит вертикально (это важно), гик параллелен воде. Не забывайте следить за направлением ветра, своим курсом и тем, как ветер обдувает парус. Ни в коем случае не отпускайте гик от себя на вытянутые руки и не сгибайтесь в пояснице в сторону паруса.

УРОК 11.

Поворот оверштаг.

Первый поворот, который вам следует освоить, – это поворот оверштаг. При повороте оверштаг нос судна пересекает направление ветра. При этом парус и спортсмен перемещаются на другой борт, противоположный первоначальному положению. При повороте оверштаг судно какое-то время находится прямо против ветра. Это положение называется "левентик".

Попробуем сделать поворот оверштаг с курса бейдевинд левого галса – судно идет круто к ветру, ветер дует слева, спортсмен на левом борту, левая рука – мачтовая (рис. 20, а) . Поворот оверштаг начинают с приведения. Для этого наклоняют мачту в диаметральной плоскости назад так, чтобы гик почти касался воды за кормой (рис.20, б). При этом виндсерфер начнет разворачиваться в ту сторону, откуда дует ветер (приводиться). Сохраняйте нак лон мачты к корме до тех пор, пока судно не займет положение левентик (рис. 20, в, г). Как только вы почувствуете, что парус заполоскал на ветру, немедленно начинайте переходить вокруг мачты на другую сторону. Переход на первых порах делайте небольшими приставными шагами лицом к мачте. Естественно, что во время перехода вы должны удерживать мачту в наклонном положении за гик (рис.20, д).

Как только вы оказались с правого борта и правая рука стала мачтовой, надо набрать ветер в парус и начать движение (рис.20, е). Совершая последовательно смену галсов, вы сможете довольно легко перемещаться навстречу ветру. Не спешите сменить галс, частые повороты оверштаг снижают скорость движения по избранному генеральному курсу.

Имейте в виду, что быстро выполнить этот прием – значит использовать инерцию движения самого судна, а парусная доска имеет незначительную массу и небольшую инерцию. Следовательно, чем быстрее вы выполните поворот, тем меньше нежелательные потери скорости.

Прежде чем выйти на воду, внимательно изучите рисунки и отрепетируйте свои движения вокруг мачты на суше.

УРОК 12.

Лавировка.

Поворот оверштаг применяю при лавировке, т.е. в случае, когда нужно прийти в точку, расположенную прямо против ветра (из точки А в точку Б -рис.21, а). Сначала виндсерфер движется курсом бейдевинд в одну сторону, затем после поворота оверштаг галс меняется. Таким образом, следуя извилистым курсом, виндсерфер выбирается на ветер. При слабых и умеренных ветрах хождение в лавировку не представляет практически никакой трудности, но как только ветер усиливается, у начинающего спортсмена возникает впечатление, что судно плохо отцентровано, – стоит поднять парус из воды, как виндсерфер резко приводится к ветру. Это впечатление создается из-за того, что в первые секунды при подбирании паруса он работает только той своей частью, которая расположена ближе к задней шкаторине (рис.21).

При повороте оверштаг в сильный ветер подбирать парус следует резким энергичным движением, значительно вынося мачту на ветер. Добирать парус до нужного положения надо с одновременным броском тела на наветренную сторону, максимально используя вес тела для создания уравновешивающей силы, которая противодействует динамическому удару при резком наполнении паруса ветром.

УРОК 13.

Поворот через фордевинд.

Нередко поворот приходится делать не только носом против ветра (оверштаг), но и при попутных курсах. Поворот при попутном курсе со сменой галса называется поворотом фордевинд. Здесь корпус судна пересекает направление, откуда дует ветер, своей кормой. Именно такой поворот совершается на виндсерфере нетрадиционным способом. Гик с парусом пересекает диаметральную плоскость корпуса со стороны носа.

Практически такой поворот не представляет никакого труда при слабом ветре, однако требует недюжинной ловкости и сноровки в сильный или порывистый ветер. Связано это с тем, что при повороте и вращении гика вперед через нос на противоположный борт давление ветра- на парус меняется от максимального до положения флюгера, а затем вновь становится максимальным.

Если вы следовали курсом бак-штаг (рис.22), ветер дул вам сзади-сбоку, то сначала надо увалиться до курса фордевинд, чтобы ветер дул прямо с кормы. Для этого мачту наклоняют в ту сторону, откуда дует ветер, и слегка вперед. Затем, когда вы перешли на курс фордевинд, необходимо дать парусу возможность повернуться вперед к носу до положения флюгера и подобрать парус с противоположной стороны. Таким образом он опишет полуокружность. Имейте в виду, что мачта при повороте фордевинд не удерживается вертикально, а описывает в пространстве как бы конус: в начале поворота на курсе фордевинд мачта стоит с заметным наклоном к одному из бортов, непосредственно во время вращения паруса она с таким же углом наклона вращается вокруг шарнира.

В сильный ветер этот прием надо выполнять энергично, резко посылая гик вперед и быстро переводя мачту на противоположный борт.

УРОК 14. 

Курс фордевинд.

Виндсерфер, как и другие швертботы, на курсе фордевинд идет довольно неустойчиво, поэтому его считают трудным, особенно при волнении и сильном ветре.

Движение на курсе фордевинд рассмотрим начиная с исходного положения: корпус развернут носом вперед по ветру, мачта – в положении флюгера. Наклоните мачту к себе, затем быстро подберите парус, одновременно приседая на ногу, которая ближе к корме (рис.23,а). Сложность этого приема в том, что спортсмену приходится почти мгновенно воспринимать полное давление ветра на парус. Вспомните, что при начале движения в бейдевинд давление на парус возрастало постепенно, по мере выбирания. Чтобы уменьшить усилия, при трогании с места в фордевинд обычно наполовину приподнимают шверт, сопротивление подводной части уменьшается, виндсерфер быстрее набирает скорость.

Иногда на полных курсах в сильный ветер спортсмен замечает, что корпус парусной доски неожиданно начинает поворачиваться на ребро, как бы стремясь сбросить его с себя. Это происходит в результате появления подъемной силы на шверте, которая на высоких скоростях достигает значительных величин и способна даже опрокинуть виндсерфер. Именно поэтому в сильный ветер на курсе фордевинд рекомендуется ходить со швертом, извлеченным из швертового колодца и повешенным на руку (рис.23, б). Неплохо также занять положение, которое снижает центр тяжести вставать на одно или оба колена либо даже сесть на пятки.

При среднем и слабом ветре обычное положение – стоя, ноги около швертового колодца или вдоль продольной оси одна за другой (рис.23, в). При маневрах на полных курсах не следует переносить всю тяжесть тела на ногу, находящуюся впереди, это может привести к падению (рис. 23, г) при внезапном порыве ветра. Нередки случаи, когда ветер начинает усиливаться, сила спортсмена на исходе, а до берега кратчайший курс фордевинд. Необходимо растравить парус и дать ему свободно полоскаться по ветру. Таким образом, с парусом в положении флюгера можно перемещаться без особых усилий курсом фордевинд довольно быстро и на значительное расстояние.

УРОК 15.

Физическая подготовка.

Предлагаем вам примерный комплекс специально подобранных упражнений. Упражнения выбраны таким образом, чтобы часть из них имитировала действия спортсмена на палубе виндсерфера, развивала определенные группы мышц и вестибулярный аппарат. Наиболее целесообразно этот комплекс сочетать с утренней зарядкой 20–30 минут гимнастических упражнений помогут вам поддержать физические качества в межсезонье, укрепить силу и тонус мышц.

 
  1. Вращения туловищем.
  2. Махи ногами и руками назад.
  3. Наклоны в стороны.
  4. Приседания на одной ноге.
  5. Наклоны с широко расставленными ногами.
  6. Прогибы в стороны.
  7. Наклоны вперед с прямыми ногами.
  8. Приседания на широко расставленных ногах.
  9. Подтягивание коленей к груди, лежа на спине.
  10. Сгибание ног в положении "ласточка".
  11. Наклоны с выпадом.
  12. Перекатывание с пяток на носки и обратно.
  13. Наклоны вперед, стоя на пятках.
  14. Круговые вращения руками.
  15. Круговые вращения поднятой ногой, стоя на носке.
  16. Прыжки на пятках с вращением коленей.
  17. Прыжки на носках с вращением коленей.
  18. Подъем туловища из положения лежа на боку.

УРОК 16. 

Меры безопасности.

Первое и необходимое условие для занятий на парусной доске – умение плавать. Однако даже если вы плаваете как рыба, перед выходом на воду надо надеть спасательный жилет!

В период обучения ни в коем случае не выходите на воду в одиночку, обязательно под наблюдением тренера или товарища в лодке или на берегу.

Перед каждым выходом необходимо тщательно проверить снаряжение – выход на неисправной доске или с неполадками в рангоуте и парусе недопустим.

В случае, если температура воздуха не превышает 18°, обязательно надевайте гидрокостюм. Не следует надеяться, что в движении вам станет жарко. Ветер, обдувая мокрое тело, может быстро переохладить организм и вызвать спазмы или сведение мышц. Если у вас нет гидрокостюма, его в какой-то мере может заменить теплый шерстяной костюм, обязательно облегающий тело. Даже намокший костюм из шерсти хорошо сохраняет тепло.

Виндсерфинг – вид спорта, при обучении которому падения в воду являются обычным явлением. Поэтому продолжительность занятий необходимо соизмерять с погодными условиями и ни в коем случае не допускать пере охлаждения и переутомления

В любом случае при наступлении усталости или при поломке инвентаря вдали от берега надо сигнализировать о бедственном положении на берег и пытаться, встав на колени, подгрести к берегу (рис. 24, а) Грести надо или швертом, или руками Ни в коем случае в опасной ситуации не покидайте парусную доску – это достаточно надёжное судно, и добраться до берега на нём значительно проще, чем вплавь.

Если вы не можете самостоятельно добраться до берега, подайте сигнал бедствия, многократно поднимая руки над головой и опуская их через стороны (рис 24,б).

Категорически запрещается проведение тренировок и соревнований на водоёмах, где вблизи проходят судовые пути или проводятся дноуглубительные работы.

.