News-Парусные новости сайта

Эгей,   девятая   регата!     И   вообще,   история с географией.

Подготовлено по заказу журнала "Яхтенный мир"

Немного истории

Русско-Эгейская регата – это любительские парусные гонки с той "небольшой" разницей, что отдых в них поставлен на первое место, а физкультура – на второе. История мероприятия проста и уходит корнями, страшно подумать, в середину девяностых прошлого века, когда приоткрылось то самое окно в Европу. Люди, совершенно разные, стали втягиваться в яхтенный отдых на тёплом море на всю жизнь. Некоторые так серьёзно заболевали парусом, что начинали учиться управлению яхтой и даже получали яхтенные права.

Когда человек самостоятельно начинает управлять яхтой (взвалив на себя весь груз не только капитанских прав, но и всей ответственности за всё и всех на борту), вот тут и начинается настоящий яхтинг. А как только компания единомышленников разрастается хотя бы до двух экипажей – неминуемо начинаются гонки. Так было и в 95-м и в 99-м годах прошлого столетия. С другой стороны, яхтсмены – "моряки с Москвы реки" – давние знакомые, решили добавить к традиционным гонкам в телогрейках и ватных штанах просто отдых на воде, причём тёплой и чистой, да ещё и солёной (особенно хороша под пиво).

Вот так и родилась Русско-Эгейская регата, как состязание отдыхающих людей. Она объединила "чайников" с опытными яхтсменами-мастерами. Первая официальная регата состоялась весной 2002 года. В ней приняли участие 76 человек на 12 яхтах. Тогда основная масса бодрых физкультурников состояла из приятелей-яхтсменов московских яхт-клубов, немного разбавленная клиентами Александра Синицына. Мероприятие так пришлось по душе и тем и другим, что под крики "даёшь!" уже осенью того же года была проведена 2-я регата – родилась традиция: два раза в год регатные, "радостно гогоча", тянутся в тёплую Элладу выпустить пар городских проблем.

Есть у регаты почти постоянный состав участников – костяк – из четырёх капитанов-Александров: организатора-Синицына, Раткина, Маркарова и Клевцова. По мере количественного разрастания качественно состав участников смещается в сторону отдыхающих-профессионалов. В весенних походах всегда больше яхт и новых людей – уж больно хочется народу вырваться из зимы на жаркое Солнышко.

Правила регаты продиктованы жизнью и записаны в стиле и духе самого мероприятия: никакого официоза и жёсткого регламента. К созданию сего свода законов приложилась не одна шершавая пятерня участников событий, предложения с благодарностью принимаются и рассматриваются по настоящее время.

Русско-Эгейская регата – это свободная стая морских волков-единомышленников. Каждый волк – он же экипаж – настолько свободен, что может пропустить одну, две гонки и даже совсем уйти своим маршрутом, если не вписывается в ритм и стиль жизни. Здесь главное – не мешать отдыху окружающих. Победа физкультуры над спортом достигается и отказом от денежных призов. Адреналину в гонке и так в избытке (сорванные на финише лебёдки у нас по небу летали, помним. Лееров помятых тоже не счесть), а если ещё материальный интерес добавится? Тут уже не до отдыха и дружеского общения с песнями под гитару.

Кстати, полностью "сборные" экипажи на нашей регате – большая редкость (на последней, девятой, из 28 лодок только один набирался по просьбе капитана, оставшегося без команды из-за трагического происшествия). Обычно же бывает только доукомплектация или ротация участников по их желанию: четыре года знакомства располагают к этому.

Стандартный регатный режим подразумевает дневные переходы по 10-20 миль, чтобы не уставали дети и новички, плюс один или два 40-мильных, чтобы не расслаблялись бывалые. Места стоянок выбираются по принципу: город для любителей "зажигать" и дикая бухта рядом для отказников от выхода на берег без крайней необходимости вообще ("мы приехали отдыхать на яхте, лучший отдых – на воде!"). Утренний старт даётся где-то посередине, дабы зажигавшие успели побриться.

Маршрут каждой следующей регаты не повторяет предыдущий. Аргосаронический залив Эгейского моря и северная часть Кикладского архипелага были наиболее частыми ареалами плавания. Девятая регата стала исключением из этих правил по принципу "цель оправдывает средства". Ведь всегда хочется новых, неизведанных путей и впечатлений.

Рождение девятой регаты.

Ещё прошлым летом задумалось внести в регату что-то новое, необычное. А именно, устроить миникругосветку – обойти Пелопоннес. Но расчёты показали – в регатном режиме за две недели эта идея не реализуема. А переговоры с греками отмели и усечённый вариант – до Патры – принять большое количество яхт в чужом городе и перегнать в Афины нереально. Ну, тогда хотя бы до Наваринской бухты дойти! Ведь никто из наших яхтсменов там не бывал.

Тогда, ещё до 8-й регаты, в октябре 2005 года поместил на сайте историческую статью "Русские буквы на греческих скалах", а сразу после завершения бросил в массы программу, пояснив сразу: большая протяжённость маршрута оправдана конечной целью – посещением легендарной бухты Наварuн и места захоронения русских моряков на острове Сфактерия, отдавших свои жизни 8/20 октября 1827г. за освобождение Греции от турецкого ига. Массы вздрогнули, но восприняли как саму идею, так и предложение отказаться на этот раз от группы "маленьких" яхт, дабы не тормозить движение.

А околоспортивный интерес удалось раздуть почти случайно: иду как-то по пирсу в Афинах в октябре и натыкаюсь на плотно стоящие одинаковые яхты Oceanis 473. Начинаю считать, загибая пальцы. На руках не хватило. Хорошо, что шёл босиком… Получилось 15! Очередной миф греков про то, что больше пяти одинаковых не найти, развеялся. Вот так и появилась долгожданная группа монотипов. Жаль только, что реально смогли предоставить только 12 лодок, остальные успели продать. Ну, это жизнь… Для второй группы пообещали десяток Bavaria 44. Жизнь закипела: за несколько дней количество подписанных контрактов перевалило на третий десяток, и с полной ужасающей силой вылез самолётный вопрос – на заявленные даты аэрофлот закрыл рейс. Решились играть в свой самолёт (но про это как-нибудь в мемуарах, когда нервы успокоятся, а то рассказ превратится в одни междометия с восклицательными знаками и многоточиями).

А тем временем, через неделю от десятка баварий остались только цены и всего четыре лодки – остальные перехватили всякие разные буржуи. Греки предложили взамен четыре First 47.7. Пришлось соглашаться и образовать третью зачётную группу – эти спортивные яхты напрочь выпадали из ансамбля. Но нет худа без добра: появились желающие походить с комфортом на "больших" 50-футовых яхтах, и даже больше… По мере роста числа регатных заявок пришлось разыскивать всякую всячину в виде Bavaria 47 и Oceanis 461 и разбавить ими монотипный класс (оказалось ошибкой – младшая сестра Океанис легче на 1.5 тонны, а у Баварии мачта выше на полтора метра, длиннее киль, да ещё и винт двухлопастной), а куда их ещё было приставлять? Но и в этом тоже проявляется плюс некоммерческой регаты – народ с пониманием принял такую данность, что в гонках за деньги просто бы не прошло.

Старт

Итак, не поместившийся в чартерный аэроплан народ, стал за день-два прибывать окольными путями в Афины. А там – похолодание, и встречают два наших заклятых российских друга: колотун и моросит. Срочно объявляю всем регатным о смене формы одежды – к плавкам и шлёпанцам добавить телогрейку, ватные штаны, шапку-ушанку и непромоканец. Так что в основной самолёт с гордым названием "Россия" народ подъезжал во Внуково одетыми как полагается. Начали согреваться тёплыми объятиями старых (в смысле, давних) друзей и соответствующими напитками. Перелёт прошёл для 156 человек сравнительно спокойно и незаметно, чему экипаж аэроплана был несказанно рад.

Ожидавшие в греческом аэропорту автобусы развезли регатных в два стартовых города: Лаврио и Афины. Не обошлось без путешественников, которых по ошибке засунули не в тот автобус. Но это мелочи, главное, что мы у моря! А про двух заклятых друзей – сказки: пробивается солнышко, тепло и даже жарко. А периодически срывающийся на несколько минут грибной дождь даже бодрит – не даёт окончательно расслабиться в процессе приёмки наших белоснежных красавиц. К ночи суета затихла. Особо отчаянные, имеющие какую-то великую, известную только им цель, рванули в море на ближайшую Эгину. Может, потому что родина фисташек? А, может, просто ближайший остров (23 мили – не крюк)? Или просто тоска по морю? Кто знает… Благо, для пробы в этот раз дали свободный переход к месту первой гонки. А оставшиеся яхты угомонились под утро…

…И оно наступило, и пошла суета под дождиком. Яхты по мере просыпания выходили в море и растворялись в сером мареве моросита. Ветра нет, но с моря катит зыбь. Разными путями к вечеру все участники (или участницы?) собрались в бухте городка-санатория Ермиoни, раскланявшись по пути с дельфинами и черепахами. Расширенное собрание капитанов в таверне (все две с половиной сотни регатных невозможно усадить разом нигде) прошло с хорошим полиморсосом. Были розданы стартовые номера, флаги, списки яхт. Определились с завтрашней стартовой процедурой. Призвал народ активно бороться с ненастьем. Народ обещал…

1 мая, Эрмиони

…И сдержал слово: раннее утро – тёпло, а главное, – сухо!

С высоким подъёмом встречают трудящиеся первомай – праздник весны и труда. Из яхт доносятся торжественные марши, на пирсе собрались демонстранты с флагами и атрибутами трудового народа – швабрами, вёдрами… Камни не брали, поэтому пирс уцелел. После короткой маёвки и освящения некоторых яхт вышли к месту назначенного старта.

Ветра нет, но это нас не пугает. Регата уже давно выработала своё ноу хау: стройными рядами, как один, подобрав дизель-шкоты, идём по генкурсу, выдавая в эфир тосты, здравицы, стихи, шутки, песни… В общем, всё на поднятие полиморсоса! Тут главное – не перегнуть…

Таким образом свободная стая движется по зеркальной глади моря. А как только "потянул ветерок, воду морщит, рябит," не ленивые ставят паруса и рассказывают всем ощущения. Если они настолько хороши, что позволяют дойти до финиша по светлому времени, две яхты выставляют собой стартовую линию, и начинается стартовая процедура. Дальше всё в соответствии с Положением о Регате.

Финиш в Монемвасии (второй палец Пелопоннеса) принимала Сестра (Sea Star). Последний финишировал через два с половиной часа уже в темноте, когда основная часть регатного населения делилась впечатлениями в тавернах.

В Ионическое море вошли во второй гонке, которая тоже получилась штилевая. Многие впервые прочувствовали всю глубину слов Андрея Вадимовича: "…Гораздо трудней не свихнуться со скуки и выдержать полный штиль". Штиль не был полным, но новички запросили пощады. И когда скис ветер в начале третьей гонки, пришлось её отменить. Зато дизель-шкоты выбрали настолько туго, что решили проскочить запланированную деревню, дабы получить день отдыха.

Береговые красоты сурового, почти не обжитого юга Пелопоннеса, подчёркнутые висящими над материком чёрно-лиловыми тучами, проплывали по правому борту. Переговоры на 72 канале сменили тональность. По просьбе командора перестали хулиганить в эфире Выпинги. А когда солнечные лучи выхватили из сплошного серого фона и обрисовали стройный силуэт маяка Матапан из белого камня, душа поэта не выдержала, и в эфир полились только что рождённые зарисовки Александра Рыскина.

Прошли мыс Матапан – самую южную точку Балкан и почти всей материковой Европы (только в Гибралтаре мыс Tarifa южнее на 14 миль). Это – местный "мыс Горн". Опять были дельфины, а отдельные граждане видели черепах и даже кита!

Разошлись в два городка по интересам. И ведь по закону подлости, пока основной народ сутки отсиживался по тавернам и дискотекам, – дуло! А собрались на старт – и снова кисло. Но по ходу гонки ветерок зашёл, и приключилась, наконец-то, лавировка в проливе. То-то радости! После выхода из пролива ветер отошёл и усилился, так что результат лавировки зафиксировался на быстротечном финише: все яхты прошли за сорок минут. Не майная парусов, домчались до заветной точки

бухта Наварúн или два лучших дня регаты.

Регата хорошими ходами пролетела между островами Пилос и Сфактерия, держа курс на марину и таверны города Пилос. Пара-тройка яхт всё же гуляла какое-то время по бухте, любуясь природными и рукотворными шедеврами.

Наш экипаж с юными следопытами на борту упорно искал то, ради чего прошли столько миль – "Русские буквы на греческих скалах". У входа в бухту на вершине о.Пилос с характерной аркой в скале увидели монумент французским морякам и явно ухоженную лестницу, ведущую к нему, а также яхту, идущую за островом – это наши! Дальше двинулись на север вдоль крутой, поросшей лесом стены о.Сфактерия. Нашли! Примерно на траверзе города Пилос среди крон эвкалиптов и сосен сначала показалась карельская часовня, затем увидели пирс и сразу за ним на отвесной скале "Черноморецъ". Ошвартоваться у пирса не удалось, добрались на тузике.

Приятно удивила та же ухоженность: пирс и широкие ступени, ведущие наверх, побелены, видимо, не так давно. Вдоль дорожки высятся эвкалипты, покачивая печальными ветвями и перешёптываясь листьями.

В центре площадки на холме за невысокой оградой, часто обсаженной кипарисами, – первое мраморное надгробие, установленное в 1872 году командой клипера "Жемчугъ", стела "от советского посольства в Греции" 1960 года и памятная доска Общества Петрофлот с поимённым перечислением многих из 65 погибших в Наваринском сражении русских офицеров и матросов. Слева стоят две православные часовни, деревянная построена греческой диаспорой г.Петрозаводска. Подняли российский флаг на установленном кем-то в 2005г. флагштоке на скале над морем.

Чистота наших помыслов и намерений, видит Бог, была вознаграждена назавтра солнечным днём и торжественной красотой момента истины. Протоиерей отец Михаил и воспитанники Православной гимназии г.Ногинска отслужили литию погибшим почти 180 лет назад нашим соотечественникам в этой далёкой от России бухте. Возложили венок. Детей переиграть невозможно?!


"Сражение хотя и продолжалось около четырёх часов, с величайшим упорством со стороны турок, докладывал адмирал Гейден императору Николаю I, но при всём том кончилось совершенным истреблением всех… неприятельских кораблей, фрегатов, корветов и проч., потоплением и большею частию, сожжением и, наконец, взрывом на воздух".

Наварин – теперь так много в этом звуке… Для лучшего запоминания и усиления впечатлений провести свой морской "наваринский бой" в легендарной бухте было решено ещё в Москве. Виноват ли Ионический жёлоб – самое глубокое место Средиземного моря, или тысячелетний накал батальных страстей в этом "центре всех эпох", но получилось здорово!

Командовала подготовкой сражения Алёна Синицына. Желающие "оторваться" отошли на почтительное расстояние от памятников погибшим к песчаному пляжу на севере бухты. Произвольно разделились на два флота "красных" и "жёлтых", встав на якоря. Боевые отряды на лодках-резинках не выгребали вёслами против серьёзно задувшего бриза, решили воевать под моторами. Повязав шарфы и получив рогатки и боеприпасы, ждали гонга командора. Кифира и Эзоп срочно объявили себя Швейцариями, но их это не спасло.

И грянул бой!

По изначальному плану десант должен был прорваться к кораблям противника и стрельбой из рогаток пейнтбольными шариками наносить удары по ним. Десять отметок о попадании – корабль подбит и выходит из боя. Но азарт, с которым бойцы вступили в бой, смешал условия. Отдельные личности стали палить шрапнелью, так что борта быстро покрылись жёлтыми отметинами, несмотря на отчаянное сопротивление палубных команд, поливавших забортной водой из всех подручных ёмкостей нападавших. Тогда десантные команды стали биться между собой, также заливая тузики водой. Едва удалось разнять. Обошлось без потерь, зато адреналин брызгал фонтанами.

После приборки на яхтах было устроено построение на шканцах. Объявлена минута молчания, и с Sea Star капитаном Натальей Щербининой спущен поминальный венок в море. А потом троекратное УРА! Наша победа. День прожит не зря.

Было в этот день ещё одно знаменательное событие. Экипаж Eleni, гуляя в таверну, наткнулся на человека, ошарашенного видением русских в Пилосе. Оказалось, это – научный сотрудник института Нестора, образованного в 1998г., где учёные из разных стран мира пытаются раскрыть одну из самых великих загадок современной астрофизики – тайну элементарной частицы под названием нейтрино. Антон Щербаков принял приглашение посетить институтскую библиотеку. Вот так едешь, бывало, на регату, садишься в библиотеке и читаешь, читаешь… У входа в здание табличка "NESTOR Institute for Astroparticle Physics" ("Нестор Институт астрофизики"). Создано инженерное сооружение из лёгких ажурных материалов. Причём, размеры его вполне сопоставимы с Эйфелевой башней в Париже. Затем конструкцию, напичканную детекторами (делались в России по технологии ядерных боеголовок), опустили в тридцати милях от Пилоса на глубину моря 4100 метров, где давление более 400 атмосфер. А теперь идёт накопление и обработка информации.

И снова в гонку, но теперь в обратный путь. И опять штилевая гонка на чистом фордаке в Лимени с целью посещения уникальных карстовых пещер протяжённостью 14 км. Полазили по ним только самые не ленивые – экипаж яхты Calypso из Казани. Обещали показать фото остальным ленивым гражданам.

Раздуло уже в бухте сразу после финиша первой Lesvos, так что финиш уложился в 25 минут. Стоянка оказалась тесная и не уютная. Несколько яхт рванули за мыс в Porto Kayo. Ну, действительно, что для нашего народа лишних 25 миль? Так, прогуляться. А оставшаяся братия съела и выпила всё в ближайших тавернах…

За ночь всё скисло, а накатная зыбь осталась. Раскачиваясь, под моторами собрались у мыса Матапан, и тут задуло. Опять попутно, но зато баллов на 5-6. Долетели быстро, а после финиша, не майная парусов полетели дальше в Монемвасию.

Плотно опять забили весь пирс и разбрелись по тавернам делиться впечатлениями.

Делились душевно с песнями военных лет под гитары. А когда наступила полночь, почтили память вставанием и минутой молчания. А уж потом пошли поздравления регатных на 72-м канале. В общем, получилось душевно. Праздник начался…

Солнечное утро начали продолжением поздравлений с днём Победы. На пирсе отец Михаил отслужил литию по погибшим в войне. Народ продолжил гуляние по старому городу, сидение в тавернах-кофейнях.

Чтобы не застаиваться на одном месте, дал старт короткой гонки до Гераки. Штилевой старт довольно быстро перешёл в шуструю езду на вдруг налетевших шквалах, так что менее чем через час уже стали финишировать. Причём финиш был настолько плотным (все уложились в 12 минут), что народ проходил вплотную от левого знака с криками: "Дай место!" и достойными возгласами: "А нету!". Уже финишировав, Эрокезы попытались столкнуть финишный знак с установленного места, но скала не поддалась – оказалась прочной. Ведь умели раньше строить древние! Разбирать порядок финиша некоторых яхт пришлось, просматривая видеозапись, сделанную с опять финишного Лесбоса.


Не все регатные довольствовались посиделками в этот вечер. Наиболее беспокойная молодёжь устроила традиционный футбольный матч почти до самого утра. Свежие синяки сияли на утреннем солнце достойно.

Интрига регаты удалась: победители определялись в двух последних гонках, которые тоже оказались штилевыми и с раздачами. Награждение проводили в самой большой таверне Пороса, как обычно, весело. В старших группах победили яйцеголовые МГУ-шники Виталий Колобанов и Андрей Решетов, в младшей – тоже Пётр Первый (он же Шубравый). Результаты регаты приведены в таблице:

Рулевой Название яхты Тип яхты очки Место
Группа "C"
Андрей Решетов Eleni Oceanis 461 80.50 1
Максим Багарадников Viking III Bavaria 47 73.50 2
Денис Малышев Excordis Oceanis 473 72.00 3
Валерий Александров Aisopos Oceanis 473 70.25 4
отец Михаил Doretta Bavaria 47 67.25 5
Александр Раткин Junior A Oceanis 473 61.00 6
Александр Долинин Erikousa Oceanis 473 59.25 7
Александр Синицын Kafeira Oceanis 473 57.25 8
Александр Маркаров Kithira Oceanis 473 54.00 9
Александр Романов Mykonos Oceanis 473 38.00 10
Сергей Тушинский Poros Oceanis 473 32.00 11
Андрей Бычков Alonnissos Oceanis 461 30.00 12
Алексей Воробьев Silent Progression Oceanis 473 30.00 13
Александр Клевцов Kioni Oceanis 473 15.25 14
Александр Егоров Orama Oceanis 473 14.00 15
Группа "B"
Петр Шубравый Interceptor Elan i434 16.50 1
Ирек Исмагилов Calypso Bavaria 44 12.75 2
Андрей Алисов
Ioli Bavaria 44 11.50 3
Эдуард Беляев Margeo Bavaria 44 4.25 4
Группа "A"
Виталий Колобанов Lesvos First 47.7 44.75 1
Наталья Щербинина Sea Star
Beneteau 57 40.75 2
Антон Стовбур Chios First 47.7 38.25 3
Андрей Ивкин
Golden Star Sun Odyssey 51 31.00 4
Сергей Ерискин Areti
Beneteau 50
27.00 5
Эдуард Чилап Skiathos First 47.7 26.00 6
Александр Курилович Ikaria First 47.7 24.25 7
Алексей Тихонов Lady Ki.Ki. Beneteau 50 11.00 8

А наутро снялись с якорей и двинулись в свободном полёте в Афины и Лаврио сдавать яхты, загорая и купаясь по дороге. Победителям был ещё один приз – у Эгины поймали хорошего тунца. И ели, ели… Вечерние посиделки по интересам завершили 9-ю регату. Прозвучали заявки и предложения на очередную регату в октябре. До встречи, друзья!

А. и А. Синицыны, май 2006         Фото участников регат