 |
Различия яхт по типу вооружения
Рис.
12. Кэты:
А — рейковый,
Б — шпринтовый («Оптимист»);
В — гафельный;
Г — бермудский (класс «Финн»)
|
Рис.
13, Шлюпы:
А — гафельный;
Б — бермудский обычный (класс «470»); В — бермудский с топовым стакселем
|
Типы парусного вооружения довольно разнообразны и зависят
в основном от условий, в которых предстоит плавать судну, и от его размеров.
Вооружение парусных судов различается главным образом по форме основных
парусов.
Большие парусные суда
носили (да и сейчас носят) так называемые прямые паруса. Они имеют
форму трапеции и поднимаются на горизонтальных реях, располагаясь симметрично
мачте и перед ней. Под такими парусами судно идет хорошо только с попутным
ветром; к ветру оно может идти только под большим углом - порядка 60-70
. На спортивных яхтах прямые паруса не применяются в качестве основных,
но на крупных крейсерах иногда на попутных курсах ставят прямой дополнительный
парус, называемый брифоком.
Спортивные парусные яхты
вооружают исключительно косыми парусами, которые располагаются
по одну (заднюю) сторону мачты и передней кромкой крепятся к ней. Косые
паруса обеспечивают значительно лучше тяговые характеристики при плавании
против ветра, чем прямые паруса.
Различают несколько видов
косых парусов.
Четырехугольный гафельный
парус (рис. 12, в и 13, а) имеет гафель-наклонное
рангоутное дерево, одним концом упирающееся в мачту. К гафелю крепится
верхняя шкаторина (кромка) паруса. Передняя шкаторина паруса крепится
к мачте, а нижняя - к гику, горизонтальному рангоутному дереву,
которое при помощи вертлюга (шарнира) . соединено с мачтой. Разновидностью
гафельного паруса является парус гуари с очень длинным гафелем
(часто длиннее гика и даже мачты), стоящим почти вертикально.
На маленьких яхтах, преимущественно
на открытых парусных тузиках- динги, иногда ставят рейковые или
шпринтовые паруса. У них гафель заменяется рейком, к которому
привязывается верхняя шкаторина паруса, а его передний конец свободно
выходит вперед за мачту (рис. 12, а), или шпринтом
- шестом, который растягивает парус, упираясь нижним концом в мачту, а
верхним - в угол паруса по диагонали, как на детском швертботе «Оптимист»
(рис. 12, б).
Лет 40-50 назад почти
все яхты вооружались гафельными парусами. Сейчас применяют более простые
в обращении и обеспечивающие лучшие тяговые качества треугольные бермудские,
паруса.
Бермудский парус
(рис. 12, г) не имеет гафеля, что облегчает его постановку. Передняя
шкаторина его крепится к мачте, а нижняя, как и у гафельного паруса. -
к гику.
По числу мачт яхты подразделяют
на одномачтовые и двухмачтовые. Суда с одномачтовым вооружением - это
кэт, шлюп и тендер; с двухмачтовым-иол, кэч и шхуна. Спортивные яхты редко
имеют больше двух мачт. Исключительным в практике гонок было участие в
гонках одиночников через Атлантику в 1972 г. трехмачтовой стаксельной
яхты-шхуны «Вандреди 13» длиной 39м и парусностью около 100 м2.
Кэт имеет одну
мачту и один парус, называемый гротом. Мачта у кэта помещена сравнительно
близко к носу. Кэт - очень простое вооружение, но применяется оно только
на небольших яхтах- парусностью до 8-10 м2. При большей парусности оно
неудобно-парус получается высоким, поэтому и сила давления ветра на Паруса
приложена сравнительно высоко. Яхту приходится делать широкой, с повышенной
остойчивостью.
В СССР и в большинстве
европейских стран кэт (рис. 12)-господствующее вооружение гоночных
швертботов-одиночек, управляет которым один человек (например, швертботы
классов «ОК», «Оптимист» и «Финн»).
Для снижения высоты парусности
и повышения остойчивости яхты малого и среднего размера (парусностью до
60м2) чаще всего вооружают шлюпом (рис. 13).
Шлюп - это вооружение,
при котором яхта кроме грота несет еще один передний парус, называемый
стакселем. Шлюп может быть гафельный или бермудский.
Бермудский шлюп сейчас
самое распространенное вооружение для яхт малого и среднего размера. Среди
бермудских шлюпов можно выделить две разновидности: нормальный бермудский
шлюп (или, как его часто называют, «три четверти», так как стаксель обычно
достигает 75-80% высоты мачты) и бермудский шлюп с топовым стакселем (стаксель
поднимается по штагу, идущему на самый топ мачты). Первая разновидность
характерна для гоночных, а вторая - для крейсерско-гоночных яхт (рис.
13, б и в). Промежуток между мачтой и стаксель-штагом
называется передним треугольником.
Рис.
14 Тендер гафельный |
Рис. 14 Тендер бермудский |
Когда парусность больше
60-80м 2, ее делят между большим числом парусов. Тогда применяют
тип вооружения, называемый тендером. Тендер ( рис. 14) несет в переднем
треугольнике два или больше передних парусов, чем и отличается от шлюпа.
Эти паруса называются: стаксель (ближний к мачте внизу), кливер
(впереди стакселя) и кливер-топсель (или летучка) который ставится
у самого топа мачты.
Рис.
15. Двухмачтовые яхты.
А — бермудский иол; б — стаксельный кэч |
Тендеры, как и шлюпы,
могут быть гафельными и бермудскими. Гафельные тендеры чаще всего имеют
мачту не цельную, а состоящую из двух частей: мачты и стеньги (надставка
к мачте сверху, которую можно опускать).
Двухмачтовые вооружения
(рис. 15) применяют на крупных крейсерских яхтах, где для уменьшения крена
важно иметь еще более низкую парусность, чем у тендеров. Кроме того, распределение
общей парусности на несколько парусов облегчает работу экипажа с ними,
что особенно важно на яхтах, совершающих дальние плавания. Чисто морские
преимущества двухмачтовых яхт весьма велики: уборкой тех или иных парусов
можно сразу уменьшить парусность, а комбинируя эти паруса, можно приспособиться
к большому диапазону сил ветра без взятия рифов.
Не очень крупные крейсерские
яхты (50-100 м 2) в большинстве случаев вооружают иолом или
кэчем. Иол имеет короткую заднюю мачту (бизань-мачту), которая установлена
позади головки руля.
Парус на этой мачте называется бизанью. Иолы могут быть
как гафель" ные, так и бермудские.
Рис.
15. Двухмачтовые яхты.
В — гафельная шхуна; Г — бермудская стаксельная шхуна |
Заметим, что для всех двухмачтовых яхт с косыми парусами
вид вооружения определяется формой грота. Так, если иол имеет гафель-ный
грот, он называется гафельным, независимо от того, какая на нем бизань
- гафельная или бермудская. Площадь бизани на иоле обычно составляет 8-
10% общей площади парусности яхты.
Кэч отличается
от иола большей бизанью, имеющей площадь 15-25% от общей парусности, и
тем, что бизань-мачта стоит впереди головки руля.
Как и иол, кэч может быть
бермудским или гафельным. Иногда кэч имеет грот без гика, со шкотовым
углом, находящимся у верхушки бизань-мачты. Нижний промежуток заполняется
тогда большим бизань-стакселем. Такие кэчи называют стаксельными
(рис. 15, б). Бизань-стаксель может быть и у обычного кэча
или иола, только в этом случае его надо убирать при перекладывании грота
с одного борта на другой.
На иолах бизань скорее
воздушный руль, чем парус, кроме того, в ряде случаев иол удобнее с точки
зрения работы экипажа на палубе и обзора для рулевого.
Шхуна имеет заднюю
мачту выше или равную передней. Передняя мачта двухмачтовой шхуны называется
фок-мачтой, а задняя - грот-мачтой. Паруса называются соответственно
фок и грот. Шхуны, как и прочие яхты, могут быть гафельными и бермудскими.
Бермудские шхуны часто вооружены гафельным фоком (при равной с бермудским
фоком высоте он может иметь большую площадь парусности, чем последний).
Существует разновидность бермудской шхуны-стаксельная шхуна (рис.
15, г). Эта шхуна не имеет фока. Промежуток между фок- и грот-мачтами
(междумачтовый четырехугольник) заполняется одним или несколькими косыми
треугольными парусами. Шхунами, как правило, вооружают самые крупные яхты
- парусностью более 150-200 м2.
|
|